Происхождением выражение обязано комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
«Фамусов
Не я один, все также осуждают.
Чацкий
А судьи кто?
— За древностию лет
К свободной жизни их вражда непримирима,
Сужденья черпают из забытых газет
Времен Очаковских и покоренья Крыма
Всегда готовые к журьбе,
Поют все песнь одну и ту же,
Не замечая об себе:
Что старее, то хуже.
Где? укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?» (действие 2, явление 5)
В свою очередь мысль Грибоедова стара, как мир
"Не судите, да не судимы будете" (Евангелие от Матфея, 7,1)
"Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
(Крылов, «Щука и кот»)
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад,
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней"
"Сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии;
(Евангелие от Иоанна 8 глава, 4-9)
а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?
Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на неё камень.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди"
Применение выражения в литературе
— «Башуцкий, правду сказать, избегал членов Союза писателей. Ещё на дальних подступах к приёмной комиссии Союза ему сказали: ваши очерки лишены самостоятельной художественной ценности. Формула гуттаперчевая, всё вмещающая и ничего не объясняющая. Но он глупо обиделся: а судьи кто? Судьёй был завкафедрой библиотечного института» (Ю. Давыдов «Синие тюльпаны»)
— «Обычная реакция на все, что связано с моим (скажем так) универсальным бытом. Впрочем, а судьи кто?! Двуносый по-барски вальяжно закинул ногу на ногу ― пола не достал, пересел на табуретку» (Виктор Слипенчук «Зинзивер»)
— «Потому я и говорю, что он благородный. Коль его публично опозорили, было бы вполне естественно огрызнуться по принципу «а судьи кто?». Но он этого не сделал» (А. Маринина «Иллюзия греха»)