Происхождением фразеологизм обязан католической церкви. Её законами установлено, что прежде, чем канонизировать святого, необходимо точно знать, достоин ли он того. Для определения возможности объявить мученика святым в средние века устраивался в том числе и диспут между священником, указывающим на его благие дела, и другим служителем церкви, перечисляющим грехи. Второй священник и назывался «адвокатом или защитником дьявола» (advocatus diaboli)
История канонизации
Канонизация — причисление к лику святых с последующим поклонением.
Существует с раннего средневековья. Установлению культа святых предшествовала работа церковных властей по недопущению и устранению сомнительных культов. Уже в V веке римские епископы для предотвращения появления подозрительных святых, среди которых могли оказаться даже еретики, и возникновения в связи с этим непонимания между церковью и народом, взяли на себя труд самим давать разрешение на канонизацию. Аналогичные действия предпринимала церковь Франкского королевства.
С X века отдельные епископы в целях придать культу святых больший авторитет и способствовать его распространению за пределами своих епархий стали обращаться за одобрением к римскому престолу. С этого времени и возникла канонизация в том смысле, какой ей придается в настоящее время. Папа в большинстве случаев не мог располагать сведениями, относящимися к лицу, о культе которого шла речь; потому появилась потребность в том, чтобы были представлены необходимые сведения и чтобы они были подвергнуты обсуждению с точки зрения возможности установления культа данного лица в качестве святого. Так развилась подготовительная часть акта канонизации, в том числе диспуты, в которых участвовал так называемый «адвокат дьявола»