Происхождением выражение обязано иудейской традиции жертвоприношений агнца (ягненка) в праздник Пасхи, и далее — Ветхому завету, когда пророк Исайя использует образ агнца в 53-й главе своей книги (Ис. 53:7)
«
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижён Богом.
5 Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих"
Затем христиане взяли на вооружение этот термин, обозначив им Христа. "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира"
(Евангелие от Иоанна 1:29). В древней христианской церкви всякий принявший крещение получал маленькое восковое изображение, представлявшее агнца с крестом и служившее амулетом. Изображение Христа в виде доброго пастыря, несущего агнца, часто встречается в римских катакомбах, где прятались первые христиане от гнева римских императоров
Применение выражения в литературе
— «Христос постоянно именуется в религиозных писаниях как Агнец Божий, отданный на заклание за грехи человечества» (В. В. Шульгин «Последний очевидец»)
— «Та была кроткая, как агнец Божий; сирых, убогих наделяла; а как хоронили ее, голубушку, божьи люди не хотели и милостыню принять, — так весь день и отпостились и отплакали, за гробом вместе с нами идучи» (Ал. Алтаев (М. В. Ямщикова) «Гроза на Москве»)
— «Священник раздробляет теперь Святой Хлеб, сначала по знаку, начертанному на Проскомидии, на четыре части, с благоговением произнося: раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но освящаяй причащающиеся» (Н. В. Гоголь «Размышления о Божественной Литургии»)