Например, стеклянный стакан. Он имеет определенную форму, массу, цвет или бесцветность, прозрачность, на ощупь он гладкий. Все это мы понимаем, разглядывая и ощупывая стакан, то есть включая свои органы чувств. Но в стакане есть нечто, что мы не видим и не ощущаем — атомы, из которых он состоит. Если однажды станет возможным с использованием специальных приборов увидеть атомы, из которых состоит стакан, немедленно встанет проблема о наличии еще более мелких частиц – кварков, из которых состоят атомы стакана. И так до бесконечности
"Словарь иностранных слов"
)—————
"Современная западная философия", словарь
)—————
"Новейший философский словарь"
)—————
Термин «Агностицизм» был введен в 1869 году Томасом Генри Хаксли (Гексли) — ученым-биологом и геологом, последователем Чарльза Дарвина. Хаксли искал слово для обозначения собственной мировоззренческой позиции, которую он не мог маркировать ни одним из существующих «-измов». «Когда я достиг интеллектуальной зрелости, — пишет Хаксли, — и начал задаваться вопросом, кто же я — атеист, теист или пантеист, материалист или идеалист, христианин или свободно мыслящий человек: я пришел к выводу, что мне не подходит ни одно из этих наименований, кроме последнего». Но особое слово-маркер по-настоящему понадобилось ученому, когда в 1869 году Метафизическое Общество предложило Хаксли стать участником его заседаний. Среди многочисленных «-истов» Метафизического Общества «свободно мыслящий человек» звучало бы как «ни рыба ни мясо» — человек без определенного мировоззрения. Был нужен ярлык и более четкая формулировка позиции. Хаксли изобрел слово «агностик» в противовес всем «-истам», уверенным, что они обладают «гнозисом» — решением проблемы бытия (или, скорее, познаваемости бытия). Но был еще и другой этимологический источник неологизма: Хаксли пришло в голову слово «агностик» как явно отсылающее к соперникам ранних христиан, «гностикам», претендовавшим на знание тех вещей, которые для Хаксли были загадкой.
Агностицизм, по мнению Хаксли, это не кредо, а метод, базирующийся на строгом соблюдении принципа: «В интеллектуальной деятельности не принимай в качестве достоверных недоказанные или недоказуемые заключения» («Бертран Рассел: предисловие к переводам»)
Выдающиеся философы-представители агностицизма
-
— Д. Юм (26 апреля 1711 — 25 августа 1776) — шотландский философ. Сомневался в притязании человека на обладание абсолютной истиной, а возможность познания им законодателя природы
— Э. Кант (22 апреля 1724 — 12 февраля 1804) — немецкий философ. Агностицизм Канта опирался на очень простую идею – то, что мы не можем проверить опытным путем, т. е. непосредственно зафиксировать зрением, слухом, ощущениями, — не может быть познано нами до конца, со 100-процентной определенностью. Оно остается в области наших предположений, одни из которых более основательны, а другие – менее
— О. Конт (19 января 1798 — 5 сентября 1857) — французский философ, основоположник социологии как самостоятельной науки. Разработал идею трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. На последней стадии разум отказывается от объяснения всех процессов с помощью абстракций и отвлечённых начал и стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений
— Г. Спенсер (27 апреля 1820 — 8 декабря 1903) — английский философ, социолог. В научном труде «Основные начала» утверждал, что человек ничего не может знать о последней реальности и это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования
— Э. Мах (18 февраля 1838 — 19 февраля 1916) — австрийский физик, механик, философ-позитивист. По его мнению мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти «ощущения»
— Р. Авенариус ( 19 ноября 1843 — 18 августа 1896) — швейцарский философ, основатель философского учения «эмпириокритицизм». Авенариус за отправной пункт познания принимает опыт в том виде, в каком он непосредственно познается людьми
Использование термина в литературе
-
— «Маркс решительно отвергал не только идеализм, всегда связанный так или иначе с религией, но и распространённую особенно в наши дни точку зрения Юма и Канта, агностицизм, критицизм, позитивизм в различных видах, считая подобную философию «реакционной» уступкой идеализму» (В. И. Ленин «Карл Маркс»)
— «Второй темой для разговоров была религия. С определенного времени Льюис проповедовал агностицизм. Точнее, он говорил, что наибольший восторг у него вызывает не христианская, а языческая мифология, хотя вообще-то по наклонностям Льюис был медиевистом» (Сергей Алексеев. «Инклинги»)
— «Агностицизм (буквально: непознаваемое) ― разновидность идеалистической философии, отрицающей возможность познания мира, его закономерностей» (Л. М. Леонов «Русский лес»)
— «Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это в сущности предлагает сделать позитивизм и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство, особенно позитивного толка» (С. Н. Булгаков «Основные проблемы теории прогресса»)