В Александрийской библиотеке

Александрийская библиотека — крупнейший научный и культурный центр античности, в котором работали знаменитые ученые, философы, поэты Древних Греции и Рима, высказывались, шлифовались мысли, идеи, теории, ставшие основой миропонимания европейской цивилизации, хранились выдающиеся литературные труды

Годы существования Александрийской библиотеки III век до н. э. — VII век н. э.

Краткая история Александрии

Александрия находилась в Египте, на берегу Средиземного моря, была основана Александром Македонским на месте городка Ра-Кедет в 311 году до нашей эры

Город располагался на склоне холма, спускавшегося к морю от озера Мареотиды, и тянулся с юго-запада на северо-восток. Местность была очень удобной в стратегическом отношении — гавань, закрытая с севера островом Фарос, была прекрасным убежищем для флота. Каналы соединили гавань с Нилом, водной артерией страны, и тем самым — со всеми областями Египта (Борухович «В мире античных свитков»)

Александрия была построена по плану архитектора Дейнократа.

«Вся Александрия представляет собой систему улиц, удобных для верховых лошадей и экипажей. Две самые широкие улицы, в 100 футов каждая, nеререзают одна другую nод nрямым углом. В городе есть nрекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, nокрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом nространства. Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что имеется замечательного за nределами nоследней» (римский историк Страбон)

Древняя Александрия

Александрия была торговым центром всего Средиземноморья. Купцы города торговали винами, льном, гобеленами, стеклом, папирусом. В огромные хранилища на южной окраине города баржами свозилось зерно, выращиваемое на плодородных землях речных долин Нила. Здесь его интспектировали чиновники, выясняя, не было в нём примесей ячменя, грунта, гнили, хорошо ли оно просеяно. Мешки с зерном потом доставлялись по каналу в гавань, при входе в которую на осрове Фарос, соединенном с городом искусственной насыпью, стоял маяквысотой более 100 метров, считавшийся одним из чудес светв. Из гавани корабли с зерном отправлялись во все порты Европы и Малой Азии. Александрия была важнейшим поставщиком хлеба для Древнего мира
Александрия была столицей Египта, эллинистического государства, возникшего после распада государства Александра Македонского. Территория его насчитывала 150 тысяч кв. км. Правила в Египте династия Птолемеев, потомков одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага. Владычество греков продолжалось до 1 века нашей эры, когда город и весь Египет перешёл под власть Рима. Упадок Александрии наступил в IV—V веках нашей эры вместе в крушением всей рабовладельческой системы мира

Краткая история Александрийской библиотеки

Александрийская библиотека

Александрийская библиотека была создана по инициативе Птолемея Первого Сотера (323—283/282 г. до н. э.) примерно во второй половине 90-х годов III века до н. э.. Создание Библиотеки и Музея было предпринято Птолемеем благодаря совету Деметрия Фалерского по образцу устроителей философских школ последователей Платона. Платон, перенесший преподавание философии из гимнасия Академа в свой собственный дом, присоединил к нему храм в честь Муз и назвал его Музеем. После смерти Платона Музей с библиотекой стали достоянием его школы, и всем этим комплексом стали ведать преемники философа

Деметрий Фалерский (350 — 283 до н. э.) — древнегреческий государственный деятель, философ. Около 297 г. до н. э. он поселился в Александрии, где был радушно принят Птолемеем I Сотером и до самой смерти пользовался расположением царского двора. Деметрий советовал царю почаще обращаться к книгам, трактующим вопросы управления государством: «Ведь то, чего не рискнут посоветовать царям их друзья, излагается в книгах»

Библиотек было две. Главная вместе с Музеем входила в комплекс сооружений царского дворца. Вторая находилась в Серапее, храме бога Сараписа

«Все сооружение состояло из арок с большими окнами над каждой из них. Внутренние палаты отделялись друг от друга и предназначались для ритуалов и тайных обрядов. Дворики для отдыха и маленькие часовни с изображениями богов располагались на верхнем уровне. Повсюду возвышались роскошные дома, в которых жили жрецы. По всему периметру тянулась галерея-портик, стоявшая на колоннах и обращенная вовнутрь. В центре высился храм, весь в мраморе и колоннах из благородного камня. Внутри храма стояла статуя Сераписа, настолько большая, что обе руки божества касались стен» (С. Гринблатт «Ренессанс. У истоков современности»)

Птолемей II

Собирать книги в библиотеку начал уже первый Птолемей, продолжил его сын Птолемей II Филадельф (308 — 28 января 246 г. до н.э.), В частности, он приобрёл библиотеку Аристотеля. Птолемей III (246-221 г. до. н. э.) обратился ко всем правителям с просьбой прислать книги для копирования. Чиновникам было приказано конфисковать книги на проходивших судах. Эти манускрипты переписывались, копии возвращались на корабли, а оригиналы передавались в библиотеку, и в каталогах помечалось «с судов». Царские агенты рыскали по всему Средиземноморью в поисках книг – покупали их или одалживали для копирования. Владельцы неохотно одалживали книги, потому что они обычно не возвращались, или требовали огромный залог. Когда после долгих упрашиваний Афины согласились одолжить Александрии бесценные тексты Эсхила, Софокла и Еврипида, они потребовали залог в размере пятнадцати талантов золотом (1 талант = 16,8 кг.). Птоломей дал залог, получил манускрипты, скопировал, отослал копии обратно и, потеряв деньги, передал оригиналы в Мусейон

Хранилище книг в Александрийской библиотеке

В I в. до н. э. в александрийском книгохранилище насчитывалось до полумиллиона рукописей, привезенных из различных стран мира. Один только «Каталог сочинений, просиявших во всех областях образованности», включал 120 книг. К сочинениям каждого автора прилагался комментарий. Составителем «Каталога» был поэт и филолог Каллимах, хранитель царской библиотеки. Каллимах обладал самыми разнообразными знаниями. Ему приписывали 800 сочинений, написанных прозой и стихами, по истории, грамматике, поэзии и т. д. Учениками Каллимаха были Эратосфен и Аполлоний Родосский, занявший после смерти Каллимаха должность царского библиотекаря

Первым главой Александрийской библиотеки был эпический поэт и грамматик Зенодот из Эфеса (330 — 260 г. до н.э), ученик Филета. Он первый стал править поэмы Гомера и был также воспитателем детей Птолемея

Александрийская библиотека — научный центр

Математик Эвклид

Птолемей I отовсюду созывал в Александрию выдающихся писателей и поэтов, людей науки и искусства. В разное время в Александрии жили и работали, получая приличное жалование, бесплатное питание, неограниченное пользование фондами библиотеки художники Апеллес и Антифил, математик Евклид, физиологи, анатомы и врачи Герофил и Гален, историк Гекатей из Абдер, ритор Диодор, поэт Филет, философ Стратон

«Евклид написал «Начала» геометрии; Архимед открыл число «пи» и заложил основы счисления; Эратосфен заключил, что Земля круглая, и определил ее окружность с погрешностью в один процент; Гален революционизировал медицину [21] . Александрийские астрономы выдвинули гипотезу о гелиоцентризме Вселенной; геометры предложили считать, что год состоит из 365 с четвертью дней, и добавлять к каждому четвертому году «скачущий день» (29 февраля). Географы высказали догадку о том, что в Индию можно доплыть, отправившись из Испании на запад. Инженеры разработали гидравлику и пневматику. Анатомы впервые четко установили единство мозга и нервной системы, изучили функциональность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, доказали важность рационального питания. По указанию Птоломея Филадельфа был предпринят грандиозный и дорогостоящий проект перевода древнееврейской Библии на греческий язык, который осуществили семьдесят два раввина, выписанных Птолемеем из Иерусалима. В результате на свет появилась Септуагинта (от латинского обозначения числа семьдесят), для ранних христиан долгое время обеспечивавшая доступ к тексту того, что они стали называть Ветхим Заветом» (С. Гринблатт «Ренессанс. У истоков современности»)

Гибель Александрийской библиотеки

Пожар в гавани Александрии

В 48 году до н. э. сгорела часть библиотечных фондов, когда Юлий Цезарь, вмешавшись в династическую войну между Клеопатрой и её братом Птолемеем XIII Дионисом, устроил в гавани Александрии огромный пожар, который перекинулся в город. Книги бибилиотеки уничтожали первые христиане, повинуясь указам римского императора Феодосия Великого (11 января 347 — 17 января 395), проводившего политику государственного искоренения язычества. Добили бибилиотеку варвары, уничтожившие Западную Римскую империю, и арабы, завоевавшие Египет в VII веке.

«Арабы, захватившие Александрию, находили на полках манускрипты, но это были в основном христианские богословские тексты, а не сочинения языческих философов, математиков и астрономов. Когда халифа Омара спросили, что делать с найденными книгами, он ответил: «Если их содержание соответствует слову аллаха, мы можем обойтись без них, ибо нам достаточно слова аллаха. Если же их содержание не соответствует слову аллаха, то нам нет нужды их сохранять. Идите и уничтожьте их». Если эта история верна, то папирусные свитки, пергаменты и кодексы были отправлены в термы, где их сжигали в печах для подогрева воды» (Гринблатт)

Ещё статьи

  • Великое переселение народов
  • Салическая правда
  • Империя Карла Великого (Каролингов)
  • Средневековый город