Апокрифы впервые появились в иудаизме. По возвращении евреев из вавилонского плена книжник и пророк Ездра произвел разделение книг на соответствующие еврейскому закону и «неправильные».
С возникновением христианства апокрифы стали плодиться, как грибы после дождя. Жития святых, пересказы священной истории, воспоминания мнимых апостолов, притчи, мифы и легенды писались людьми либо малограмотными, не знакомыми с религиозными канонами, либо настроенными к ним критически, то есть еретиками.
Собственно сам термин «Апокриф» своим происхождением обязан еретической литературе.
Слово «апокриф» происходит от соответствующего греческого глагола, означающего скрывать, прятать. То есть «Апокриф» — что-то тайное. Ведь книги, чьи авторы подвергали сомнению легальную версию летописи церкви, обязательно должны были распространяться среди людей определённых взглядов, не совпадающих с официальными, только тайно.
В наше время апокрифических сочинений религиозного содержания, видимо, стало гораздо меньше — все нынче грамотные. Зато появилось множество так называемых романов-апокрифов, в которых писатели пересказывают историю Иисуса Христа или зарождения христианства в том ключе, который они считают правильным.
Апокрифы современные
К романа-апокрифам, например, относят
- «Плаху» Ч. Айтматова
- «Мастера и Маргариту» М. Булгакова
- «Иуду Искариота» Л. Андреева
- «Жизнь Иисуса» Э. Ренана
- «Жизнь Иисуса» Ф. Мориака
- «Бен Гура» Б. Уоллеса