Архетип - постигаемый умом образец (древнегреческий философ Платон)
Пример архетипа — дом. Дом — первоначальный образ, от которого расходятся более конкретные образы: квартира, пятиэтажка, высотка, изба, барак, комната. Другой пример архетипа — собака. Собака — начальный образ. Из него проистекают более определенные: дворняга, бульдог, овчарка; или злой, верный
Синонимы понятия «архетип»
- Матрица
- Шаблон
- Клише
- Принцип
- Стиль
- Трафарет
- Лекало
- Штамп
- Образец
Архетип - глубинный, изначальный образ, который человек воспринимает интуитивно и который проявляется на поверхности сознания в форме различного рода видений, религиозных представлений, символов (швейцарский психолог Карл Юнг)
Применение термина в публицистике
-
— «Потому что появлялся человек, который нес личную ответственность за политические решения. Таков был Август, архетип императора. Позже, со времен Константина Великого, на эту модель гармонично легла идея христианского жертвенного служения. В Европе происходит тот же процесс, только с запозданием на пару тысяч лет» (В. Краснова, П. Кузенков «Романовы: империя верных»)
— «Завтра тебя здесь не будет, а мы так и будем топтать эти коридорчики, потому что знаем: подлинная современность, злободневность — традиционна и несовременна. Самая модная программка, ток-шоу, игра, или что там еще, все равно должны фиксировать архетип, мужик— баба, убийца— жертва, предатель— герой — вот они, омытые дождями и ветрами веков, просоленные крестовинки» (Майя Кучерская «Тетя Мотя»)
— «Также многие американцы относили «распространение демократии по всему миру» к важнейшим целям внешней политики США. Имперско-демократический мессианизм, с одной стороны, как бы органически и по наследству переходил от одного поколения к другому, но, с другой стороны, сознательно насаждался элитой, хранившей мессианский архетип американских отцов-основателей»
(Владимир Согрин «Понять Россию. Понять Америку»)
— «Вогулы не были земледельцами, ничего не понимали в заводском производстве, но они знали свою землю, и поэтому главная категория русских, с которыми они общались, ― рудознатцы. Значит, фольклор именно рудознатцев, горщиков, приисковых рабочих должен был сохранить вогульский культурный архетип. Так и случилось» (Алексей Иванов «Message: Чусовая»)
— «Таким образом, именно текст «Истории» послужил отправной точкой для формирования в общественном сознании исторического мифа, связанного с фигурой Грозного. Облик Ивана Грозного слагался в художественных произведениях той эпохи прежде всего как образ-архетип деспота: властолюбивого и мстительного, подозрительного, коварного, непредсказуемого в своих жестоких или же милостивых решениях» (Ольга Леонтьева «Иван Васильевич меняет физиономию»)