Поезда идут

БАМ — Байкало-Амурская магистраль. Железная дорога от Тайшета — города в Иркутской области (Восточная Сибирь), мимо северного берега озера Байкал, до города-порта В Хабаровском крае Советской гавани, расположенном на берегу бухты того же названия, входящей в состав Татарского пролива, отделяющего берег материка от острова Сахалин

История строительства БАМа

  • 1889, июль-сентябрь — отряд полковника Генерального штаба Н. А. Волошинова исследовал возможность строительства магистрали, но пришел к выводу, что оно невозможно из-за технических сложностей
  • 1907-1914 — проектно-изыскательские работы северного ответвления Транссиба, потому что русско-японская война показала что восточные границы империи не так надежны, как казалось
  • 1920, 19 марта — китайцы оккупировали полосу отчуждения вокруг КВЖД и прекратили деятельность охранной стражи КВЖД
  • 1926 — Начаты работы по изучению возможной трассы магистрали, которая стала бы более безопасной с геополитической точки зрения, чем КВЖД
Летом 1929 года после прихода к власти в Китае националистов их войска захватили КВЖД и удерживали ее полгода. Сама КВЖД к этому моменту уже не была единственным продолжением Транссиба до Тихого океана, но конфликт показал потенциальную опасность на советско-китайской границе, по которой проходила основная магистраль Транссиба
  • 1930 — Далькрайком ВКП(б) направил в ЦК и Совнарком предложения о строительстве второй транссибирской дороги. В этом документе впервые упоминается название «Байкало-Амурская магистраль». Начинать дорогу предлагалось от станции Уруша (примерно середина нынешнего БАМа в районе Сковородина), а конечным пунктом планировали сделать Комсомольск-на-Амуре, который тогда был селом Пермским
термин «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль» принадлежит знаменитому исследователю Дальнего Востока Владимиру Арсеньеву: в ходе доклада о целесообразности строительства Ленской и Амуро-Николаевской железных дорог в 1927 году он первым объединил их под этим названием
  • 1932, апрель — постановление Совнаркома «О строительстве Байкало-Амурской магистрали», утвердившее план строительства БАМа и предложенный Далькрайкомом маршрут. Стройку планировалось закончить в три года
  • 1932, октябрь — в отсутствии желающих вольнонаёмеых строить БАМ, организацию работ предали от наркомата по железным дорогам (НКПС) к ОГПУ, у которого было много бесплатной рабочей силы
  • 1934 — в структуре Байкало-Амурского лагеря (БАМЛАГ) занято около 120 тысяч заключенных, отбывавших сроки в лагерях ОГПУ
  • 1937, октябрь — открыт соединительный участок от станции БАМ на Транссибе (в районе Сковородина) до Тынды
  • 1937 — в связи с начавшейся 7 июля японо-китайской войны на Севере Китая правительство СССР приняло второе постановление о строительстве БАМа, утвердив современный маршрут прохождения магистрали от Тайшета через Усть-Кут, Нижнеангарск, Тынду, Ургал, Комсомольск-на-Амуре с выходом в порт Советская Гавань. Для проектирования БАМа, согласно этому постановлению, был создан специальный проектный институт «БАМтранспроект»
  • 1937 — начались работы по строительству второй соединительной части с Транссибом — линии Известковая — Ургал.
  • 1938, осень — постановление Совнаркома, которое утвердило новый срок введения магистрали в эксплуатацию — 1945 год
  • 1941 — демонтирована введенная еще в 1937-м линия БАМ—Тында, строительство участков Ургал—Комсомольск-на-Амуре, Тайшет—Падун и Комсомольск—Советская Гавань было законсервировано
  • 1942 — линия Известковая-Ургал предварительно введена в эксплуатацию
  • 1943 — линия Известковая-Ургал разобрана
  • 1943-1945, июль — строительство и пуск в эксплуатацию линии Комсомольск-Советская Гавань
  • 1947 — открыта линия Тайшет-Братск
  • 1951 — линия Тайшет — Братск доведена до станции Усть-Кут
  • 1958 — Участок Тайшет — Усть-Кут введён в эксплуатацию. Дорога была необходима для обеспечения работы крупных строек — Усть-Илимской ГЭС, Братского и Усть-Илимского ЛПК
  • 1957, 27 июня — на северных отрогах хребта Удокан Муйское землетрясение силой 10-11 баллов, вызвавшее образование системы трещин и разломов протяженностью около 300 км, сдвиг русел рек, обрушение горных склонов
  • 1967 — Из-за напряжённых отношений с Китаем, возрасшего объема грузовых перевозок по Транссибу вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о возобновлении проектно-изыскательских работ на БАМе
Институтам «Мосгипротранс», «Ленгипротранс» и «Сибгипротранс» проектировочные работы пришлось проводить заново — из-за повышенной сейсмической опасности и изменения технических условий эксплуатации трассы, на которой вместо ранее планируемой паровозной тяги теперь предполагалось организовать движение на тепловозной и электрической. К этому времени электрифицирован был только самый западный участок трассы Тайшет-Лена
  • 1971, ноябрь — на станции Сковородино организовано первое строительное подразделение магистрали управление «БАМстройпуть»
  • 1972, апрель — начались земляные работы на участке БАМ-Тындинский
  • 1972, сентябрь — на нулевом километре линии уложено первое звено рельсов
  • 1974, апрель — 17 съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой
  • 1974, 27 апреля — На строительство БАМ выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени 17 съезда ВЛКСМ
  • 1974, июль — «Правда» опубликовала на первой полосе статью «От Байкала до Амура», которой был дан старт агитационной кампании, продолжавшейся до конца строительства
К лету 1974 года на БАМе работало уже 2 тысячи комсомольцев. Доля прибывших на стройку «по общественному призыву» в первый год составляла 47,7% от общего числа занятых, а в отдельных подразделениях — до 80%. Кроме добровольцев работали на стройке и выпускники вузов, приехавшие на БАМ по распределению. Второй движущей силой стали железнодорожные войска
Над строительством инфраструктуры БАМа взяли шефство республики СССР — станцию Ургал строила Украина, Муякан — Белоруссия, Уоян — Литва, Кичера — Эстония, Таюра — Армения, Улькан — Азербайджан, Солони — Таджикистан, Алонка — Молдавия, Тында — Москва
  • 1979 — завершен участок Комсомольск—Березовка, который замкнул восточное кольцо БАМа (Известковая-Ургал-Комсомольск-Волочаевка)
  • 1981 — введена в эксплуатацию линия Лена—Нижнеангарск
  • 1982 — на восточном участке БАМа боткрыто рабочее движение поездов от Тынды до станции Верхнезейск
  • 1982, ноябрь — сдан в постоянную эксплуатацию 300-километровый участок Ургал-Постышево
  • 1984, сентябрь — Стыковка западного и восточного участков путей
  • 1984, 1 октября — торжественная укладка «золотых» звеньев БАМа на станции Куэнга в Читинской области
Еще пять лет продолжалась работа по достройке инфраструктуры БАМа и вспомогательных веток. В 1989 году был подписан акт о приемке магистрали, и на ней началось сквозное движение поездов. Но окончательные работы по строительству БАМа были завершены только через 14 лет, когда в 2003 году открылся пятый по размеру в мире 15-километровый Северомуйский тоннель, подготовительные работы по которому начались еще в 1976 году. До окончания строительства тоннеля поездам приходилось идти по 64-километровому обходу

Основные железнодорожные станции Байкало-Амурской магистрали (БАМа)

    Тайшет, Иркутская область, население — 33000 человек, основан в 1897 году
    Братск, Иркутской области, 230000 человек, основан в 1955 году
Один из крупнейших промцентров Приангарья родился из рабочего поселка, когда в 1950-е здесь строили крупнейшую в СССР Братскую ГЭС. Сегодня в Братске международный аэропорт, алюминиевый завод, лесопромышленный комплекс, драмтеатр, десяток газет и 230 тысяч человек населения. Есть аж три железнодорожных вокзала, а рельсы БАМа проходят в двух направлениях по плотине ГЭС, соединяя берега Ангары
    Видим, поселок Иркутской области, 1000 человек
    Усть-Кут, Иркутская область, 42000 человек, основан в 1631 году
город — с тремя названиями. На месте острога, где сейчас Старый Усть-Кут, речка Кута впадает в Лену. Вот железнодорожная станция и называется Лена. А речной порт — Осетрово (раньше в Лене водились осетры). Отсюда вниз по великой сибирской реке доставляют грузы на север
    Нижнеангарск, поселок Республики Бурятия, 4500 человек, основан в 1643 году, Самая северная точка Байкала
    Северобайкальск, Республика Бурятия, 23000 человек, основан 1974 году
крупный железнодорожный узел. Заселение его шло стихийно. Памятниками той поры стоят пятиэтажки знаменитой «122-й серии» (спроектированы институтом Ленинградстрой специально для Северобайкальска с учетом требований сейсмоустойчивости и термоизоляции) посреди одноэтажных бараков - самостроя по типу «нахаловки»
    Новый Уоян, посёлок в Бурятии, 3300 человек, основан в 1976 году
    Северомуйск, посёлок в Бурятии, 800 человек, основан в 1977 году
    Токсимо, посёлок в Бурятии, 8000 человек, основан в 1910 году
    Новый Чара, посёлок в забайкальском крае, 4000 человек, основан в 1979 году
поселок окружен горами — Кодарский хребет (через него проходит Кодарский тоннель в 2050 метров); Каларский и Удоканский хребты. Неподалеку — национальный парк «Кодар», знаменитые Чарские пески
    Юктали, посёлок в Амурской обасти, 1200 человек, основан в 1976 году
    Тында, город в Амурской области, 30000 человек, основан в 1907 году
Столица БАМа — крупнейший транспортный узел. Поезда идут в четырех направлениях: главный БАМ — на восток и на запад, есть ветка на север — на Нерюнгри, Томмот. А также на юг — связывает БАМ с Транссибом. Тында планировалась как современный город на 120 тысяч. Сегодня живет около 33 тысяч
    Верхнезейск, посёлок Амурской области, 1300 человек
    Новый Ургал, посёлок Хабаровского края, 6000 человек, основан в ноябре 1974 года
    Комсомольск-на-Амуре, город в Хабаровском крае, 250000 человек, основан в 12 июня 1932 году
крупнейший промышленный центр на Дальнем Востоке. История города начинается с 1932-го, когда пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на берегу Амура около тысячи первых строителей Амурского судостроительного завода (АСЗ). Город рос посреди тайги на месте села Пермское и нанайского стойбища Дземги. Сегодня помимо АСЗ, где в недавнем прошлом производили атомные подлодки, есть также авиазавод, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы, аэропорт, драмтеатр, два университета, стадион, крупный Ж/д узел с направлениями по БАМу на Тынду и Советскую Гавань, а также к Транссибу по железнодорожному мосту через Амур. В инфраструктуре РЖД четыре железнодорожные станции, включая пассажирский вокзал, два локомотивных депо, современная сортировочная станция
    Ванино, посёлок в Хабаровском крае, 15000 человек, основан в 1943 году
Ванинский морской торговый порт, транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино уголь, продукты питания, другие грузы поставляются на Сахалин, Камчатку, Чукотку, в Магадан. Отсюда же отходят корабли в Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США, страны Азиатско-Тихоокеанского региона
    Советская гавань, город в Хабаровском крае, 23000 человек, основан 4 августа 1853 года

Крупнейшие реки, которые пересекает БАМ

    Уда (Чуна), в Иркутской области и Красноярском крае, 467 км. правый приток Селенги
    Ангара, в Иркутской области и Красноярском крае, 1779 км. правый и крупнейший приток Енисея, вытекает из озера Байкал
    Лена, в Иркутской области и Якутии, 4400 км. впадает в Море Лаптевых
    Киренга, в Иркутской области, правый приток Лены, 669 км
    Витим, в Бурятии, Забакальском крае, иркутской области, правый приток Лены, 1837 км
    Олекма, в Забайкальском крае, Амурской области и Якутии, правый приток реки Лены, 1436 км
    Нюкжа, в Забайкальском крае и Амурской области России, правый приток Олёкмы, 583 км.
    Тында, в Амурской области, приток реки Гилюй, 154 км.
    Гилюй, в Амурской области, второй по величине правый приток реки Зея, 545 км.
    Зея, в Амурской области, крупнейшая река бассейна Амура. По глубине, ширине и водостоку превосходит Амур в месте слияния рек, но исторически считается его левым притоком, 1242 км.
    Селемджа, в Амурской области России, левый приток Зеи, 647 км.
    Бурея, в Хабаровском крае и Амурской области, левый приток Амура, 623 км.
    Амгунь, в Хабаровском крае, левый приток Амура, 723 км.
    Амур, в Амурской области, Хабаровском и Забайкальском краях, 2 824 км.

Крупнейшие тоннели БАМа

    Байкальский, пересекает одноименный хребет в Бурятии и Иркутской области, длина 7642,5 м.
    Северо-Муйский, пересекает Северо-Муйский хребет в Бурятии, длина 15 343 м.
    Кодарский, пересекает Кодарский хребет в Читинской области, длина 1800 м.
    Нагорный тоннель на линии Бам – Тында — Беркакит (дорога на Нерюнгри), длина 1341 м.
    Мысовые тоннели, на участке Северобайкальск — Нижнеангарск (Бурятия) вдоль озера Байкал, пересекают Байкальский хребет: Первый Мысовой тоннель, 413,9 м. Второй Мысовой тоннель, 1843,4 м. Третий Мысовой тоннель, 1706 м. Четвёртый Мысовой тоннель, 1343,7 м.

БАМ — великая стройка

    От Тайшета до Советской гавани 4287 км.
    БАМ пересекает 11 рек
    На пути следования БАМа пробито 10 тоннелей
    Построено 2230 больших и малых мостов
    Построено 200 железнодорожных станций и разъездов

Ещё статьи