Годы жизни М. А. Булгакова (3 (15) мая 1891 — 10 марта 1940)
Биография Булгакова. Самое главное
- 1891, 3 мая – родился в Киеве в семье преподавателя Киевской духовной академии
- 1907, 14 марта — смерть отца
- 1909, 8 июня — окончил гимназию
- 1909, 21 августа-1916, 3 января – учёба на медицинском факультете Киевского университета
- 1913, 26 апреля – венчание М. А. Булгакова и Таисьи Николаевны Лаппа
- 1917, 20 сентября-1918, февраль — работа четы Булгаковых в Вяземской городской земской больнице
- 1919, сентябрь — мобилизация Булгакова врачом в армию Деникина
- 1919, осень-1920, зима — Булгаков служит врачом в составе 3-го Терского казачьего полка, участвуя в боях на Северном Кавказе
- 1920, конец февраля – Булгаков заболел тифом и остался во Владикавказе, захваченном Красной армией
- 1920-1921 — скитания Булгакова по Северному Кавказу, неудачная попытка эмигрировать
- 1921, начало октября — Булгаков поселился в Москве
С этой поры и до самой смерти Булгаков — драматург и литератор, но его работа раз за разом встречает неприятие Советской власти. Многие произведения Булгаков вынужден буквально «пробивать» к публикации, постановке в театрах. Какие-то удается
(пьеса «Дни Турбиных»), какие-то — нет («Собачье сердце»), другие то разрешались, то заперщались (пьеса «Мольер»)
«Булгаков был «практическим человеком». Смотрел на жизнь без розовых очков. Видел мир во всей его сложности. Людей понимал с полувзгляда. Отлично разбирался в механизмах человеческих поступков. Знал себе цену. Был уверен в себе. Предприимчив, требователен, настойчив. Целеустремлен. Эти его свойства отмечают все три жены писателя. Они хором свидетельствуют о его энергии в решении насущных задач повседневной жизни, в первую очередь в умении искать работу, зарабатывать деньги, получать пайки, находить квартиры, добиваться своих имущественных прав» (Фокин «Булгаков без глянца»)
(пьеса «Дни Турбиных»), какие-то — нет («Собачье сердце»), другие то разрешались, то заперщались (пьеса «Мольер»)
«Булгаков был «практическим человеком». Смотрел на жизнь без розовых очков. Видел мир во всей его сложности. Людей понимал с полувзгляда. Отлично разбирался в механизмах человеческих поступков. Знал себе цену. Был уверен в себе. Предприимчив, требователен, настойчив. Целеустремлен. Эти его свойства отмечают все три жены писателя. Они хором свидетельствуют о его энергии в решении насущных задач повседневной жизни, в первую очередь в умении искать работу, зарабатывать деньги, получать пайки, находить квартиры, добиваться своих имущественных прав» (Фокин «Булгаков без глянца»)
- 1924, конец декабря – в четвертом номере журнала «Россия» опубликована первая часть романа «Белая гвардия»
- 1925, январь-март — написана повесть «Собачье сердце»
- 1925, начало марта – развод с Т. Н. Лаппа
- 1925, 30 апреля – брак с Л. Е. Белозерской
- 1926, 5 октября – во МХАТе премьера пьесы «Дни Турбиных» по роману «Белая гвардия». Пьеса нравится Сталину
пока «Дни Турбиных» еще не были сняты с репертуара, положение Булгакова изменилось. Он мог позволить себе уже не писать фельетон за фельетоном чуть ли не каждый день. Он больше не жаловался, что не остается «времени для себя», то есть для большой серьезной работы. Появились деньги — он сам говорил, что иногда даже не знает, что делать с ними… Впрочем, материальное благоденствие Булгакова длилось не так уж и долго. Пьесу с репертуара сняли, печатать его перестали
- 1929, апрель – «Дни Турбиных» сняты с репертуара
«Чуть ли не каждый день то в одной, то в другой газете появлялись негодующие статьи. Карикатуристы изображали Булгакова не иначе как в виде белогвардейского офицера. Ругали и МХАТ, посмевший сыграть пьесу о «добрых и милых белогвардейцах». Раздавались требования запретить спектакль. Десятки диспутов были посвящены «Дням Турбиных» во МХАТе. Более других неистовствовал видный в Москве журналист Орлинский. Михаил Афанасьевич избегал посещать эти диспуты… Однако имя Орлинского так приелось ему…, что однажды не выдержал и, как всегда, светски подобранный, одетый безукоризненно, явился на диспут, где ораторствовал Орлинский. Булгаков спокойно слушал ораторов… Наконец предоставили слово автору «Дней Турбиных». Булгаков начал с полемики, утверждал, что Орлинский пишет об эпохе Турбиных, не зная этой эпохи, рассказал о своих взаимоотношениях с МХАТом. И неожиданно закончил тем, ради чего он, собственно, и пришел на диспут.
— Покорнейше благодарю за доставленное удовольствие. Я пришел сюда только затем, чтобы посмотреть, что это за товарищ Орлинский, который с таким прилежанием занимается моей скромной особой и с такой злобой травит меня на протяжении многих месяцев. Наконец я увидел живого Орлинского. Я удовлетворен. Благодарю вас. Честь имею. Не торопясь, с гордо поднятой головой, он спустился со сцены в зал и с видом человека, достигшего своей цели, направился к выходу при оглушительном молчании публики» (Фокин)
— Покорнейше благодарю за доставленное удовольствие. Я пришел сюда только затем, чтобы посмотреть, что это за товарищ Орлинский, который с таким прилежанием занимается моей скромной особой и с такой злобой травит меня на протяжении многих месяцев. Наконец я увидел живого Орлинского. Я удовлетворен. Благодарю вас. Честь имею. Не торопясь, с гордо поднятой головой, он спустился со сцены в зал и с видом человека, достигшего своей цели, направился к выходу при оглушительном молчании публики» (Фокин)
- 1929, 30 июля, 3 сентября – письма Булгакова И. В. Сталину, М. И. Калинину, А. С. Енукидзе и А. М. Горькому с просьбой отпустить его за границу на неопределенный срок. Не получает ответа
- 1929, Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек
- 1930, 18 апреля – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным, после которого Булгаков получил должность ассистентом режиссера во МХАТе
- 1930, 30 мая – пишет письмо Сталину с просьбой отпустить его за границу на два месяца. Письмо остается без ответа
- 1932, 4 октября – брак с Е. С. Шиловской
- 1935, 4 июня – Булгаков последний раз подает прошение о выдаче загранпаспортов и получает отказ
- 1936, 6 февраля — Булгаков решает написать пьесу о Сталине и в 1939 году сдает во МХАТ под названием «Батум», пьеса не была поставлена
- 1940, 10 марта — смерть
Литературная биография Булгакова
- 1919, 26 ноября — первая публикация — фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный»
- 1922, 12 апреля — публикация первого репортажа в «Гудке» «У курян», подписанного М.Б. Всего за 1922–1926 годы в «Гудке» опубликовано более 120 репортажей, очерков и фельетонов Булгакова
- 1922, май — начало сотрудничества с берлинской газетой «Накануне»
- 1922, 18 июня — публикация глав из 1-й части «Записок на манжетах» в «Литературном приложении» к «Накануне», редактором которого был А. Н. Толстой
- 1924, зима–1925, весна — роман «Белая гвардия», повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце»
- 1925, сентябрь-1927, февраль — пьесы «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Бег»
- 1925–1927 — журнальная публикация «Записок юного врача»
- 1925-1938, конец мая — июнь — создание романа «Мастер и Маргарита»
- 1929 — пьеса «Кабала святош» (19 января 1930 года представление пьесы во МХАТе)
- 1933, 8 марта – в редакцию «ЖЗЛ» сдана книга «Жизни господина де Мольера»
- 1936, ноябрь — работа над романом «Записки покойника» (не закончена)
- 1938, сентябрь — работа над пьесой о Сталине «Пастырь»; впоследствии названа «Батум»
Основные произведения Булгакова
Романы
-
— «Мастер и Маргарита» (не опубликован при жизни автора)
— «Театральный роман» (не опубликован при жизни автора)
— «Жизнь господина де Мольера»
— «Белая гвардия»
Повести
-
— «Дьяволиада»
— «Записки на манжетах» (не опубликована при жизни автора)
— «Багровый остров»
— «Роковые яйца»
— «Собачье сердце» (не опубликована при жизни автора)
Цикл рассказов
-
— «Записки юного врача»
Пьесы
-
— «Зойкина квартира» (поставлена)
— «Дни Турбиных» (поставлена)
— «Бег»
— «Багровый остров»
— «Кабала святош» (поставлена)
— «Адам и Ева»
— «Полоумный Журден»
— «Последние дни (Пушкин)»
— «Иван Васильевич»
— «Батум»
Чужой
"В Булгакове всё — гипсово-твердый, ослепительно свежий воротничок и тщательно повязанный галстук, не модный, но отлично сшитый костюм, выутюженные в складочку брюки, особенно форма обращения к собеседникам с подчеркиванием отмершего после революции окончания «с», вроде «извольте-с» или «как вам угодно-с», целованье ручек у дам и почти паркетная церемонность поклона, решительно все выделяло его из нашей среды. И уж конечно, конечно, его длиннополая меховая шуба, в которой он, полный достоинства, поднимался в редакцию, неизменно держа руки рукав в рукав!" (Э. Л. Миндлин, писатель)
(Фокин «Булгаков без глянца»)