Василий Васильевич Шкваркин рассказывал мне о так называемом «цуке», как он применялся в Николаевском кавалерийском училище, где он учился. Старший юнкер мог заставить сделать младшего самые невероятные вещи. Младшие вовсе не протестовали, наоборот – с воодушевлением выполняли все нелепости, очень часто доставлявшие им и физические страдания.
– Как же так, – сочувствовал я младшим, – ведь это ужасно! Как же на это соглашались?
– Юра, – сказал Василий Васильевич, картавя, – никто ведь не заставлял их подчиняться цуку. Когда юнкер только поступал в училище, его спрашивали, по цуку ли он будет жить или ему не хочется по цуку?
– И он мог не согласиться?
– Боже мой, ну, разумеется, но если он отказывался от цука, то его могли не принять в какой-нибудь приличный полк. Тогда уж на задворки! (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)
Буллинг же обычно — это отношения между ровесниками в школе.
Причины буллинга в школе
- Физическое превосходство
- Отсутствие сочувствия к своим жертвам
- Злоба
- Агрессивность
- Зависть
- Тайное чувство неуверенности в себе
- Импульсивность
Жертвы буллинга в школе
- Физическая слабость
- Чувствительность
- Замкнутость
- Застенчивость
- Чувство тревоги
- Неуверенность в себе
- Низкое самоуважение
- Одиночество
- Социальная отрешенность
Последствия буллинга
— Со стороны хулигана — уверенность во вседозволенности, нечувствительность к чужой боли, прогрессирующая жесткость
— Со стороны жертвы — депрессия, расстройства питания, низкое самоуважение и неудовлетворенность школой, повышенная застенчивость, снижение доверия к людям