Стиль «артхаус» — это сегодня. Но в начале, в первые послевоенные годы, в США, где родилось это понятие, артхаусом называли кинотеатры, специализирущиеся на демонстрации иностранных фильмов, фильмов, созданных не по лекалам Голливуда, малобюджетных, не стремящихся к коммерческому успеху, старых довоенных фильмов Голливуда, чей победный век остался в прошлом. Такие кинотеатры не предполагали привлечения массового зрителя. Они рассчитывали на ценителей кино, разбирающихся в его нюансах.
Вскоре, лет через 5-6, американская идея функционирования подобных кинотеатров пришла в Европу. Даже было создано их объединение CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d’Art et d’Essai), существующее и по ныне.
Признаки кино артхаус
- Авторское кино
- Кинофильмы экзотических стран
- Кинофильмы сексменьшинств
- Малобюджетность
- Отсутствие спецэффектов
- Малое количество персонажей
Одно из важных признаков авторского кино — отсутствие дубляжа. Фильмы идут с субтитрами. Ведь массовый зритель не очень любит их разбирать
Режиссеры артхаус отечественного кино
- А. Тарковский
- А. Сокуров
- К. Муратова
- А. Герман
- Р. Хамданов
- Д. Вертов
- Р. Балаян
- А. Звягинцев
Актрисса Анна Чиповская об артхаус фильмах
«У меня ощущение от большинства подобных фильмов, что их авторам на самом деле нечего сказать. Но они все равно решают снять кино. С длинными планами, потому что так принято. И актер или актриса обязательно будут смотреть вдаль и молча что-то понимать…, смысла никакого. Сплошное надувательство. Как будто меня все время обманывают, говорят: сейчас мы тебе эту фигню выдадим за гениальную историю. И обязательно в зале найдется пара чудаков, которые будут сидеть и восторгаться: «У-у! Ну, это сильно»… В современном авторском кино давно уже клише — отсутствие хэппи-энда. О чем бы ни был фильм, хорошо бы кому-нибудь умереть. Желательно, чтобы это был главный герой. Меня это ужасно раздражает! Раздражает этот снобистский взгляд: вот мои 70 минут статичных съемок — это искусство, а все ваши «Марвелы» — это поп-корн, жвачка и «Пепси». По-моему, «Марвел» куда больше привнес в этот мир культурных кодов, причем далеко не всегда простых и очевидных, чем добрая половина «чудесного» авторского кино» («Московский комсомолец» №26913 от 16 сентября 2015 года)