Кадр из артхаусного фильма Тарковского «Солярис»

Кадр из артхаусного фильма Тарковского «Солярис»

Артхаус — элитарное кино. Обычно «авторское», то есть такое, где режиссеры пытаются предложить зрителю какую-то новую идею, собственное видение, озвучивание тех или иных проблем, новаторство в оформлении, эксперименты, художественный поиск новых форм изложения. Соответственно, эти фильмы не рассчитаны на коммерческий успех, массовый прокат, показ по телевизору.

Стиль «артхаус» — это сегодня. Но в начале, в первые послевоенные годы, в США, где родилось это понятие, артхаусом называли кинотеатры, специализирущиеся на демонстрации иностранных фильмов, фильмов, созданных не по лекалам Голливуда, малобюджетных, не стремящихся к коммерческому успеху, старых довоенных фильмов Голливуда, чей победный век остался в прошлом. Такие кинотеатры не предполагали привлечения массового зрителя. Они рассчитывали на ценителей кино, разбирающихся в его нюансах.

Вскоре, лет через 5-6, американская идея функционирования подобных кинотеатров пришла в Европу. Даже было создано их объединение CICAE (фр. Confédération Internationale des Cinémas d’Art et d’Essai), существующее и по ныне.

Признаки кино артхаус

  • Авторское кино
  • Кинофильмы экзотических стран
  • Кинофильмы сексменьшинств
  • Малобюджетность
  • Отсутствие спецэффектов
  • Малое количество персонажей
Одно из важных признаков авторского кино — отсутствие дубляжа. Фильмы идут с субтитрами. Ведь массовый зритель не очень любит их разбирать

Режиссеры артхаус отечественного кино

  • А. Тарковский
  • А. Сокуров
  • К. Муратова
  • А. Герман
  • Р. Хамданов
  • Д. Вертов
  • Р. Балаян
  • А. Звягинцев

Актрисса Анна Чиповская об артхаус фильмах

Анна Чиповская

Анна Чиповская

«У меня ощущение от большинства подобных фильмов, что их авторам на самом деле нечего сказать. Но они все равно решают снять кино. С длинными планами, потому что так принято. И актер или актриса обязательно будут смотреть вдаль и молча что-то понимать…, смысла никакого. Сплошное надувательство. Как будто меня все время обманывают, говорят: сейчас мы тебе эту фигню выдадим за гениальную историю. И обязательно в зале найдется пара чудаков, которые будут сидеть и восторгаться: «У-у! Ну, это сильно»… В современном авторском кино давно уже клише — отсутствие хэппи-энда. О чем бы ни был фильм, хорошо бы кому-нибудь умереть. Желательно, чтобы это был главный герой. Меня это ужасно раздражает! Раздражает этот снобистский взгляд: вот мои 70 минут статичных съемок — это искусство, а все ваши «Марвелы» — это поп-корн, жвачка и «Пепси». По-моему, «Марвел» куда больше привнес в этот мир культурных кодов, причем далеко не всегда простых и очевидных, чем добрая половина «чудесного» авторского кино» («Московский комсомолец» №26913 от 16 сентября 2015 года)