У князя Кропоткина на семью в 8 человек «...Пятьдесят человек прислуги в Москве и около шестидесяти в деревне не считалось слишком большим штатом. Тогда казалось непонятным, как можно обойтись без четырех кучеров, смотревших за двенадцатью лошадьми, без поваров для господ и кухарок для «людей», без двенадцати лакеев, прислуживавших за столом (за каждым обедающим! стоял лакей с тарелкой), и без бесчисленных горничных в девичьей. В то время заветным желанием каждого помещика было, чтобы все необходимое в хозяйстве изготавливалось собственными крепостными людьми»
— — — — —
«По ту сторону ворот тянулась изба с двумя крыльцами. Там жили дворецкий с женой, повар, кучер, форейтор, садовник, птичница и другие. Редко бывал я в этой избе, но все же бывал, и помню, как я пробирался там мимо перегородок и цветных занавесок. Сколько было всех дворовых у моей бабушки – не помню, но полагаю, что вместе с девчонками, пастухом и косцами, которые приходили из деревень, не менее шестидесяти человек»
(поэт Я. Полонский о дворне своей бабушки из Рязани)
Дворовые люди
- Дворецкий, следил за порядком в доме
- Камердинеры, комнатные слуги
- Стремяные на конях, сопровождали помещика во время его поездок
- Казачки, мальчики для поручений
- Форейторы, верховые на одной из передних лошадей упряжки
- Ливрейные лакеи, слуги, одетые для пущёй важности дворянина в ливреи
- Гайдуки, телохранители
- Ключница, ведовшая хозяйством
- Кухарки, повара для хозяев и для слуг
- Сенные девки, девушки для поручений
- Кучеры
- Кормилицы
- Няни
- Дядьки, воспитатели дворянских сыновей
Помещение для дворни называлась людской
-
Привычка держать большую дворню объясняется не только тщеславием и стремлением к внешнему блеску, по также и соображениями простой безопасности. Только при значительном количестве дворовых помещик мог чувствовать себя безопасным от недовольства собственных крепостных и от наездов разбойничьих шаек и соседей-помещиков
Содержание дворни ничего не стоило владельцу: он кормил и одевал ее натуральными приношениями крепостных крестьян, работавших на земле. Подати за дворовых платил, большей частью, мир (то есть деревня). Иногда дворовые даже становились источником дохода для помещика, обучавшего их какому-нибудь ремеслу и затем отдававшего в наем или отпускавшего на заработки
Собственно дворовые
-
Были специалистами и каждому было поручено определенное дело: черная кухарка для людской избы, готовившая пишу для дворовых, садовник с помощником, огородницы, скотница, работавшая в хлевах и доившая коров, дворник, кучера, конюхи, псари, форейторы, столяр и так далее. Они жили в людской избе, а иногда, у либеральных помещиков, даже строили на барском дворе небольшие избушки, они жили семьями и их дети помогали родителям, со временем сами становясь дворовыми специалистами, им на барском огороде могли выделять землю под гряды и они даже могли содержать домашний скот на барских кормах
Комнатная прислуга
-
Комнатную прислугу называли во множественном числе «люди», в единственном «человек», «мальчик», «девушка», хотя такой девушке могло быть под пятьдесят лет; реже их называли по именам: Иван, Петр, Степан, а чаше Ванька, Петрушка, Федька; только старых заслуженных слуг да пожилых дворовых специалистов могли называть по отчеству: Дормидонтыч, Степаныч, Евсеич). Они питались в застольной, не имели не только собственного жилья, но даже и постоянного места для сна, располагаясь на ночь вповалку на полу на собственной одежде, в лучшем случае на кошме с промасленной и плоской, как блин, подушкой
«Эта передняя была полна лакеями... Девичья была что-то невероятное... Вся разделена на углы; почти что в каждом угле были образа и лампадки, сундуки, складные войлоки и подушки.... Ночью, проходя по этой девичьей, легко было наступить на кого-нибудь...
(Я. Полонский)-
Не имея определенных обязанностей, комнатные слуги рассматривались как никчемные тунеядцы. «Труд, состоявший преимущественно из мелких домашних послуг, не требовавших ни умственной, ни даже мускульной силы («Палашка! сбегай на погреб за квасом!» «Палашка! подай платок!» и т.д.), считался не только легким, но даже как бы отрицанием действительного труда. Казалось, что люди не работают, а суетятся, «мечутся как угорелые». Отсюда – эпитеты, которыми так охотно награждали дворовых: лежебоки, дармоеды, хлебогады. И слуги, видя бесполезность всей этой суеты и учитывая свою многочисленность, норовят забраться куда-нибудь в уголок, сделать вид, что чем-то заняты, избежать этой беготни и окриков, надеясь друг на друга, а в итоге никого не дозовешься, барин топает ногами, барыня срывается на визг и начинается кулачная расправа» (М.Е. Салтыков-Щедрин «Пошехонская старина»)
Судьба дворовых людей после Крестьянской реформы 1861 года
-
— Требовать землю могли только те, кто имел полевой надел или, по вступлении в разряд дворовых, не переставали пользоваться наделом или же нести барщину при обработке пахотных полей.
— До 19 февраля 1863 года дворовые, будучи лично свободными, оставались в обязательных отношениях к помещику, т. е. служили ему лично
— Во все продолжение службы владелец должен был предоставлять дворовым то же содержание (продовольствие, одежду, помещение и отопление), которым они пользовались до освобождения, и содержать тех из дворовых, которые по недугам или другим причинам неспособны к труду;
— Подати и повинности за дворовых людей платил помещик
— В продолжение службы дворовые были изъяты от личной расправы помещика, но последний, в случае буйства, нерадения, неповиновения или развратного поведения дворового, проживавшего в его имении или доме, мог отсылать его для наказания в местную полицию
— Владельцам запрещено было входить в какие бы то ни было сделки с другими лицами о передаче им права на обязательную службу дворовых людей, без согласия последних
— Дворовым людям облегчена была приписка к городским обществам и к обществам государственных крестьян и предоставлены некоторые податные льготы