Крупным не нужно тратиться на создание сбытовой сети. Мелким позволяет экономить средства по контролю за качеством и маркой реализуемой продукции.
Естественно, крупные предприятия тщательно регламентируют условия использования своего торгового знака, чтобы их имиджу не был нанесен ущерб, и эта регламентация не позволяет мелким предприятиям проявлять инициативу. При этом крупным фирмам не нужно вкладывать деньги в развитие сбытовой сети, а мелкие всегда обеспечены товаром высокого качества, для реализации которого не нужно вкладывать деньги в его рекламу.
Первые отношения в рамках франчайзинга наладил изобретатель швейной машинки Исаак Зингер, наладивший их производство, но не имевший возможность продавать и обслуживать их по всей огромной территории США. Тогда он начал заключать договоры с различными независимыми от него компаниями, предоставляя им право работы с его швейными машинками.
Фирмы, действующие в рамках франчайзинга
- Предприятия, работающие по системе контрактов и обязанные продавать только готовую продукцию главной фирмы, поддерживая её торговую марку.
- Предприятия, поставляющие товар для реализации и определяющие все стороны производственной и коммерческой деятельности (планы продаж, стандарты производства и качества продукции, отчетность).
- Предприятия-опереаторы, работающие на правах аренды (например, автроемонтные мастерские), собственниками которых являются крупные фирмы, полностью регламентирующие их деятельность.
- франчайзер — головная организация
- Франчайзи — мелкая, зависимая оргнизация
- Франшиза — право на франчайзинг
- Роялти — плата за франчайзинг