Аббасидский халифат

Последние годы правления Омейядов, характеризуются серьезным экономическим и политическим напряжением. Большое количество родственников и сподвижников царствующей династии, обладающих огромными земельными наделами, богатствами, и тратившие государственные средства на свое содержание, сильно раздражало мусульманское общество. Доходы державы падали, новые завоевания не приносили прежней наживы и для пополнения поизносившейся казны, были введены новые обременительные налоги, что только усилило недовольство. Наряду с народными волнениями дополнительными проблемами для правящей династии стали заклятые враги – хариджиты и шиитские мятежники. Аббасиды вступили в антиомейядское движение к началу VIII столетия, ядром его они выбрали город Куфу. Еще одним важным центром оппозиции стал Хорасан. где на почве социального и религиозного недовольства торговцы и ремесленники, арабы-шииты и не мусульмане переходили на сторону Аббасидов. В 748 году вспыхнул мятеж аббасидов. Их ставленник шиит Абу Муслим, собрав армию в несколько тысяч человек, захватил Мерв и Куфу. В начавшейся гражданской войне решающей стала битва 750 года на реке Большой Заб, когда армия Аббасидов разбила силы последнего халифа Омейядов Марвана II.

Марван бежал в Египет, где был убит. Аббасиды взошли на престол. Встал вопрос о столице. Долгое время искали подходящее место, но, не найдя, решили основать новый город. В 762 году на западном берегу реки Тигр был заложен Багдад. Расположение было выбрано рядом со старинным Вавилоном. Мимо проходили важные торговые пути, имелась система каналов. Строительство длилось пять лет. Новая столица была окружена двойными стенами. В центре города находился Золотой дворец халифа, в остальных районах – склады и жилые кварталы. Багдад стал культурным и научным центром государства. Географическое положение города предопределило вектор внешней политики халифата. Захватнические походы прекратились. Аббасиды решили сохранять то, что есть. Годы с 750 по 861 считаются золотым веком багдатского халифата, который из арабской империи превратился в общемусульманскую державу. Религиозная принадлежность начала преобладать над этнической. Занимать высокие государственные должности позволялось теперь не только арабам. Проводились реформы для улучшения управления страной.

Усовершенствовалась созданная еще при Омейядах почтовая служба. Расширилась и стала безопасней внешняя торговля. Арабские купцы торговали жемчугом, домашним скотом, верблюдами, лошадьми, тканями и т. д. Установили экономические связи с Индией, Филиппинами, Индокитаем, Малайзией, Русью, Кордовским эмиратом. Морская торговля осуществлялась через порт в Басре. Коммерческая деятельность способствовала возникновению банковской и биржевой системы, ремеслу. В Багдаде росли различные мастерские, в которых работали кожевники, ювелиры, механики, изготовители бумаги, переплетчики и др. За соблюдением правил торговли следили специальные инспекторы (мухтасибы).

Во времена правления Харуна ар-Рашида в столице возникла библиотека и университет. При халифе аль-Мамуне появился Дом Мудрости, куда привлекались ученые со всех концов страны, астрономическая обсерватория. Аббасиды закончили систематизацию Сунны, заложили основы юриспруденции, развивали философско-богословские школы. С середины VIII века н. э. начинается так называемый Золотой век ислама: первая фабрика, производящая бумагу, возникла в Багдаде. Основоположниками медицины во многом считаются арабы. Появление больниц, медицинских институтов, хирургические инструменты, сложные операции, выявление и лечение тяжелых болезней – их заслуга. Математика, физика, химия, география и другие науки получили свое развитие благодаря мусульманским ученым. Пока в Европе были «темные века», мусульманский мир расцветал и прогрессировал. Таким образом, Аббасидам удалось, используя сложную социальную обстановку в Халифате и настроения шиитских мятежников, свергнуть, а потом и истребить династию Омейядов. Аббасидский халифат просуществовал недолго. Имея огромные размеры от Армении до Северо-Западной Африки халифат постепенно распадался на практические независимые от Багдада эмираты — Рустамидов, Тулунидов, Тахиридов. В 1055 году Багдад был завоеван сельджуками, Аббасиды были лишены светской власти, сохраняя лишь духовный авторитет. В феврале 1258 года войска монгольского князя Хулагу захватили Багдад. Через 10 дней после падения Багдада последний халиф аль-Мустасим был казнён