Швейцария на карте

Битва под Каппелем 11 октября 1531 года — эпизод Второй каппельской войны между католическими и протестантскими кантонами Швейцарии. Законы Швейцарской конфедерации позволяли кантонам, в неё входящим, исповедовать ту религию, которую они считали правильной, поэтому трений между кантонами по этому поводу не было. Но в Швейцарии существовали так называемые союзные земли, которыми кантоны управляли по очереди. Трения между католическими и протестантскими кантонами возникли из-за спора, к какой церкви должно принадлежать население этих ничейных областей. Первая каппельская война случилась летом 1529 года. Цюрихский евангелический священник Яков Кайзер был приглашен одной общиной в союзной земле проповедовать Евангелие, но по дороге захвачен католиками кантона Швиц и, несмотря на протест Цюриха, подвергнут пытке и осужден на сожжение как еретик. Цюрих собрал войско в 4500 человек и выступил мстить. К счастью, горячие головы быстро успокоились, и 25 июня при Каппеле (коммуна недалеко от Цюриха) враждующие стороны подписали условия следующего “земского мира”: так как никто не должен быть принуждаем в делах веры, то и 5 католических кантонов, и евангелические города могут оставаться каждый при своей вере; в общих же владениях вопрос о том, отменять ли мессу и другие обычаи, должен решаться каждой церковной общиной по большинству голосов. Военные издержки в сумме 2500 крон выплачиваются кантонами, которые должны также выдать вознаграждение детям несправедливо казненного Кайзера.

Однако отношения между религиозными партиями после заключения мира не улучшились. Ведь каппельский договор был составлен в таких выражениях, что подавал повод к произвольным толкованиям. Основываясь на его первом параграфе, по которому в религиозных делах не должно быть принуждения, Цюрих требовал полной свободы совести для своих единоверцев и в самих лесных кантонах. Требование это само по себе было справедливо, но и католические кантоны со своей точки зрения были правы, не соглашаясь на подобную терпимость. Они имели полное право опасаться, что среди них образуется партия, которая, в случае столкновения, приняла бы сторону своих единоверцев. Взаимное раздражение сторон получало все новую пищу. Католики в собственных владениях открыто расправлялись с приверженцами реформы как с еретиками. Протестантские города настаивали, согласно договору, на наказании обидчиков, католические кантоны не реагировали. При таких обстоятельствах вооруженное столкновение оказывалось неизбежным. Но если Цюрих под влиянием всеми уважаемого реформатора и проповедника Хульдриха Цвингли был готов к войне, то Берн выступал против. Он предложил прекратить подвоз провианта в лесные кантоны, надеясь через это восстановить народ против правящих кругов. Остальные города присоединились к мнению Берна, и после долгих протестов цюрихские уполномоченные вынуждены были также подписать это решение. В ответ католические кантоны мобилизовали свои войска и выступили походом на Цюрих.

Цюрих не был поддержан Берном, поэтому его силы были явно слабее сил католиков. 11 октября 1531 года под Каппелем встретились 7—8 тысяч католиков и от 1200 до 2000 цюрихцев, которые были разбиты, погибло 500 человек, среди них Цвингли. После битвы при Каппеле Цюриху пришли на помощь Берн и другие кантоны. Протестантские кантоны 15 октября предприняли ответный поход. 23 октября цюрихские войска встали лагерем под Менцингеном. Ночью на лагерь было совершено нападение, протестанты потеряли около 600 человек и были вынуждены отойти. В ноябре при посредничестве нейтральных кантонов начались мирные переговоры. Согласно Второму земскому миру те коммуны, которые уже перешли в протестантизм, могли сохранить свою религию, однако на большинстве территорий преимущество получили католики. Отдельные стратегически важные населённые пункты, в которых преобладали протестанты, принудительно были объявлены католическими. По результатам второго земского мира религиозная карта Швейцарии надолго стабилизировалась