Король Сигизмунд

Эпизод Смуты в Московском государстве: договор польского короля Сигизмунда и представителей «русской общественности» об условиях восшествия на русский престол сына Сигизмунда королевича Владислава

Причины приглашения на русский трон Владислава

1610 год. Смута на Руси в самом разгаре. У ворот Москвы Лжедмитрий II, к которому стекаются все недовольные порядками в государстве: казаки, беглые крестьяне, обойдённые землями и почестями дворяне, авантюристы всех мастей и национальностей.
В самой Москве на троне последний из династии Рюриковичей Василий Шуйский — неуважаемый народом и знатью. Смоленск осаждаем польской армией Сигизмунда.

«Поляки, (служившие Лжедмитрию) частью отправились к королю, частью составили шайки, никому не служившие и только грабившие. Казаки переходили к Вору; земские русские люди, бывшие при Воре, шли в Калугу или ехали с повинной к царю Василию. Очень многие, впрочем, из таких русских избрали особый выход — обратились к королю Сигизмунду. Изверившись в Вора, не желая обращаться к Шуйскому, они решают вступить в переговоры с королем о том, чтобы он дал им в цари своего сына Владислава…

…Собравшись вместе на думу в Тушине (бывшей «штаб-квартире» Самозванца, которую он покинул, опасаясь заговора поляков), эти лица, духовные и светские, отправляют к королю от себя посольство просить на царство Владислава.Во главе посольства стоят Салтыковы, князья Масальский и Хворостинин, Плещеев, Вельяминов, т. е. все «добрые дворяне»;…дьяки Грамотин и другие; люди низкого происхождения: Федор Андронов, Молчанов и т. д., но это не «голытьба», не гулящие люди. Таким образом, представителями русских тушинцев являются люди среднего состояния и разных классов.

Они обращаются к королю, желая достичь осуществления своих надежд, уже не с помощью тушинского царька (Лжедмитрия), который их обманул, а посредством избрания Владислава и договора с ним» (Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

4 февраля 1610 года под Смоленском был заключён договор. Он состоял из 18 статей. Основными были

    Владислав венчается на царство от русского патриарха, то есть переходит в православие
    Православие в Московском государстве должно быть почитаемо и оберегаемо по-прежнему
    Имущество и права духовенства и светских чинов неприкосновенны
    изменения в законах не зависят от воли одного только Владислава
    Владислав никого не может казнить без ведома думы и без суда и следствия, родню виновных лиц нельзя лишать имущества
    Великих чинов людей Владислав обязан не понижать невинно, а меньших должен повышать по заслугам
    Для науки будет дозволен свободный выезд в христианские земли
    Назначение новых налогов не может произойти без согласия боярской думы
    Крестьяне не могут переходить ни в пределах Московского государства, ни из Руси в Литву и Польшу
    Холопы должны оставаться в прежнем состоянии, и вольности им король давать не будет
Ограничительный самодержавие смысл документа очевиден. Во многом статьи договора тождественны положениям английской Великой хартии вольностей. Отличие лишь в том, что Хартия была реализована, а договор от 4 февраля 1610 года остался на бумаге