Низложение Никона

1666-1667 — церковные соборы и низложение Никона. В войнах с Польшей и Швецией царь Алексей Михайлович принимал личное участие. Во время походов он увидел много нового как на Руси, так и за границею, возмужал, развился и приобрел некоторую самостоятельность ума и характера, стал сознательнее относиться к московским делам и людям и открытое величание Никона ему начало раздражать. Царь не раз сердился на патриарха за его самовольство. С течением времени эти размолвки становились чаще и сильнее. Наконец, в 1658 году последовал окончательный разрыв дружеских отношений. Никона перестали призывать во дворец на придворные торжества и церемонии. Однажды во время такой церемонии у дворца побили палкою посланного Никоном во дворец патриаршего чиновника. Виновный в этом (окольничий Хитрово) остался без наказания; мало того, на жалобы Никона по поводу этого дела царь прислал ему сказать, что сам он гневен на патриарха за то, что тот держит себя самовластно и именуется «великим государем». Получив такой ответ, Никон решил оставить патриаршество. 10 июля 1658 года он снял с себя патриаршее облачение и уехал из Москвы. В церкви наступила смута. Вместо ушедшего со своего престола патриарха надобно было избрать нового. Но Никон официально не снял с себя патриаршего сана. На соборе русского духовенства 1660 года большинство постановило лишить его сана, однако оказалось, что что поместный собор не имеет такой власти. В конце 1666 года в Москве состоялся «великий собор» для суда над Никоном; на нем присутствовало до 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока. Собор единогласно осудил Никона и лишил его патриаршего сана и священства. Никон был сослан в Ферапонтов монастырь близ Белаозера. Почти пятнадцать лет провел он в заточении и только в 1681 году был отпущен в свой Воскресенский монастырь. Но по дороге туда, на Волге, около Ярославля, в возрасте 76 лет скончался. Тот же Большой московский собор одобрил и утвердил исправления книг, инициированное Никоном, осудил старообрядцев, выработал норму взаимоотношений церковной и государственной власти, согласно которой царь имел преимущество в делах политических, а патриарх — в церковных

От Рюрика до Путина. Краткая история России