Раскол христианских церквей

Раскол христианской церкви на католическую и православную произошел в 1054 году. К нему привели столетия противостояния католических пап, живущих и правящих в Италии, и православных патриархов из Византии. Причины раскола: обрядовые, догматические (например, Православие отрицает догмат о непорочном зачатии, католичество — наоборот; Католический священник обязан дать обет безбрачия. В православии целибат обязателен только для епископов; В православии отсутствует аналог католического института кардиналов; Православные и грекокатолики крестятся справа налево, католики латинского обряда — слева направо), имущественные споры, разные языки богослужения (латынь в западной церкви и греческий в восточной), борьба папы римского и константинопольского патриарха за первенство среди христианских патриархов.

В 1054 году римский папа Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом для разрешения конфликта, начало которому было положено закрытием в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Константин выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Однако найти путь к примирению не удалось, и 16 июля 1054 года в соборе Святой Софии папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов. При этом официально считалось, что за недостойное поведение в храме были отлучены от Церкви все три члена папской делегации, однако Римская Церковь в решении собора специально не упоминалась. Было сделано всё, чтобы свести конфликт к самодеятельности нескольких римских представителей, что, собственно, и имело место. Патриарх отлучил от Церкви лишь легатов и только за дисциплинарные нарушения, а не за вероучительные вопросы. На Западную церковь или на римского епископа эти анафемы никак не распространялись.

Событие это стало оцениваться как нечто чрезвычайно важное лишь через пару десятков лет на Западе, когда к власти пришел папа Григорий VII Гильдебранд, а кардинал Гумберт стал его ближайшим советником. Его усилиями эта история и получила необычайное значение. Потом, уже в новое время, она из западной историографии вернулась на Восток и стала считаться датой разделения Церквей и там. В результате разделения католики стали считать православных всего лишь раскольниками, в то время как одна из точек зрения православия заключается в том, что католицизм — ересь.