Ордонанс французского короля Людовика X от 3 июля 1315) уничтожал крепостное право в его доменах, предлагал другим сеньорам последовать его примеру и заявлял, что во Франции никто не должен быть сервом (крепостным). Выкупные платежи освобождали крестьян только от личной зависимости; поземельные же их повинности в пользу своих сеньоров оставались в прежнем виде. Ордонанс Людовика X был продиктован чисто фискальными соображениями, то есть экстренною нуждою правительства в денежных средствах для военных и иных государственных потребностей.

Отмена крепостного права. Крестьяне торжествуют

«Ордонанс короля Людовика x от 3 июля 1315 года об освобождении сервов.
Так как по естественному праву каждый должен родиться свободным, но по некоторым обычаям и кутюмам, с незапамятных пор установленным и доселе в нашем королевстве хранимым, а также случайно за проступки предков множество нашего простого народа впало в состояние серважа и разные [другие зависимые] состояния, что весьма нам не нравится; мы, принимая во внимание, что королевство наше не звано и слывет королевством франков, и желая, чтобы действительное положение вещей соответствовало [этому] названию и чтобы положение народа было исправлено нами с началом нашего нового царствования, по обсуждении с нашим великим советом повелели и повелеваем, чтобы повсюду в королевстве нашем, поскольку это в нашей власти и власти преемников, наших, такие состояния несвободы приведены были к свободе и чтобы всем тем, кои-либо по происхождению, либо по давности, либо вновь в силу браков или в силу проживания на несвободной земле впали в состояние серважа, дана былы на добрыхи приличных условиях свобода. И ради того, чтобы простой народ наш не терпел более ни обид, ни вреда от сборщиков, сержантов и других служащих, которых прежде посылали по делу о мэнмортах и формарьяжах, как это было до сих пор и что весьма нам не нравится, а также ради того, чтобы и другие сеньоры, владеющие лично зависимыми людьми, по примеру нашему, привели их к свободному состоянию»

Освобождение сервов выражалось в уничтожении специфических сервских повинностей — “подушного” или поголовного обложения, права “мертвой руки”, т. е. пошлины с наследства крестьянина, “брачной повинности”, в силу которой сервы несли особые платежи за разрешение заключать браки со свободными людьми или людьми из поместий других сеньоров, и наконец “произвольной тальи”, дававшей право сеньору облагать имущество своих людей какими угодно поборами в любое время и по своему усмотрению. При этом, однако, отпускные грамоты, единичные и коллективные, вызваны были фискальными интересами сеньоров и давались за плату, иногда очень значительную, настолько значительную, что сервы, не будучи в состоянии уплатить ее, нередко отказывались от освобождения. И все же практика освобождений делала быстрые успехи, и не только по инициативе сеньоров, но и по инициативе состоятельных крестьян, так как выгоды ее для той и другой стороны были очевидны: сеньор получал деньги, которые необходимы были ему в условиях развивавшегося обмена, а крестьянин из кабального человека-холопа превращался в лично свободного земледельца