Савонарола

Джироламо Савонарола (21 сентября 1452 — 23 мая 1498) — итальянский монах, религиозный и политический деятель, правитель Флоренции в 1494-1498 годах. Получил гуманистическое воспитание, занимался медициной, увлекался теологией, в апреле 1475 годапоступил в доминиканский монастырь в Болонье. После обучения там и в Ферраре его перевели в 1482 в монастырь Сан Марко во Флоренции. В июле 1491 годабыл избран его настоятелем. В проповедях изобличал пороки церкви, нравы католического духовенства, выступал против роскоши, в которой жили католические иерархи. В 1494 году французский король Карл VIII вторгся в Италию. Когда он подошел к Флоренции, правитель города Пьетро Медичи, сын Лоренцо Великолепного, выразил покорность Карлу, попросив покровительства и поддержки, однако он не пользовался популярностью в народе, и Карл предоставил флорентийцам самим разбираться в своих делах.

Пьеро бежал, оставив Флоренцию без правительства после 60-летнего правления рода Медичи. В городе возникла смута, в этой обстановке борьбы за власть вышел на первый план Савонарола. Ему удалось добиться принятия республиканской конституции по венецианскому образцу и новых законов против азартных игр, содомии и убийств. Была введена республиканская форма правления. В качестве высшего органа власти создан Великий совет, представлявший собой собрание тех достигших 29 лет горожан, которые сами или их родители занимали высокие посты в городе. Великий совет утверждал предложения Совета восьмидесяти и сохранившейся от старой власти Синьории. Сам Савонарола стал негласным правителем. Программа его социальных реформ облегчила жизнь простых флорентийцев незначительно. Зато усилия в улучшении нравственного климата были значительными. Для очищения Флоренции от скверны разложения уничтожались античные статуи, сжигались редчайшие рукописи, картины, игральные карты. Флоренция стала похожа на монастырь.

Пение покаянных псалмов, церковные процессии, бесконечные церковные службы сменили прежние веселые празднества, карнавалы. Сторонники Савонаролы за свои покаянные настроения получили прозвище «плаксы», и, так как заметных улучшений в быте флорентийцев не наступило, да к тому же они были лишены и «зрелищ», популярность Савонаролы постепенно исчезла. К тому же своими обличениями Рима и папства он вызвал гнев папы Александра VI. 12 мая 1497 года папа Александр VI, назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви и призвал синьорию заставить замолчать непокорного монаха, городские власти не послушались. Сам Савонарола отказался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлучённый имеет право апеллировать ко Вселенскому собору. Тогда папа прислал потребовал отправки Савонаролы в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его. Однако синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались. Однако конец проповедника приближался.

После второго папского предупреждения синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII, но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась. Свержение Савонаролы было ускорено странным событием. Фра Доменико, ревностный сторонник Савонаролы, принял вызов от одного францисканского монаха, который предложил установить истинность учения Савонаролы испытанием огнем. В назначенный день, 7 апреля, толпы горожан собрались на Пьяцца делла Синьория, чтобы стать свидетелями божьего суда. Однако францисканец, бросивший вызов, не явился. Разочарованные зрители обратили свой гнев против Савонаролы. На следующий день разъяренные толпы окружили монастырь Сан-Марко, Савонарола и его ближайшие соратники были схвачены. «Суд» над ним состоял в выбивании признаний под пытками. 22 мая 1498 годаСавонарола и его соратники, фра Доменико и фра Сильвестро, были приговорены к смертной казни. На следующий день они были повешены, а затем их тела были сожжены