Иштван Первый

Иштван I Святой (970/975 — 15 августа 1038 года) — король Венгрии. Был коронован легатом папы римского Сильвестра ІІ на Рождество 25 декабря 1000 года, получив при этом не только светскую, но духовную власть. Проводил активную христианизацию Венгрии, народ которой ещё недавно исповедовал язычество. Но не применял при этом силу, уповая на проповедническую деятельность и строительство храмов. Крещение Венгрии закреплялось в законах Иштвана, большая часть которых посвящалась делам Церкви.

Законодательство Иштвана заложило основы для укрепления в диком кочевом языческом обществе основ христианской нравственности и морали. Ежегодно король слагал в храме свои полномочия перед Богом, показывая, что получил королевскую власть от Бога лишь во временное пользование, а не навечно; постоянно раздавал милостыню, в том числе тайно и переодевшись. Во внутренней политике Иштван ликвидировал племенное деление страны, создав территориально-административные округа, учредил придворный совет, получивший совещательные функции, выстроенная Иштфаном система местной администрации считается прогрессивной для своего времени и была организована вокруг крепостей. Благодаря этому Венгрия стала безопасным и привлекательным маршрутом для паломников и купцов, следовавших из Западной Европы в Святую Землю и Константинополь.

При Иштфане было отменено рабство, введен налоговый кодекс, начата чеканка монет. В серии войн против полунезависимых племенных вождей Иштван I подчинил венгерскому влиянию весь Карпатский регион, закрепив присоединение новых территорий соответствующими договорённостями с Великим князем Киевским Ярославом Мудрым и королём Польши Болеславом I Храбрым. По инициативе папы Григория VII Иштван был канонизирован. В истории остался идеализированный образ Иштвана, созданный книжниками между 1077 и 1100 годами. В частности, Иштвану приписываются слова наставления сыну: править «кротко, со смирением, мирно, без злобы и ненависти», быть милосердным, творить праведный суд и покровительствовать не только христианской вере, церкви, духовенству, знати и рыцарям, но и иностранцам-переселенцам, называя страну, «в которой говорят только на одном языке и где известна только одна культура», бедной и слабой