Харун ар-Рашид

Харун аль-Рашид (16 февраля 766 — 24 марта 809) — арабский халиф из династии Аббасидов. Считается. что годы его правления: 17 сентября 786 — 24 марта 809 — были золотым веком ислама и халифата. Мусульманские учёные, художники, инженеры, поэты, философы и купцы внесли огромный вклад в науку, экономику, литературу, философию, морское дело, сельское хозяйство. Арабский язык стал универсальным.
На самом деле вопреки сложившейся легенде о золотом веке в истории Халифата годы правления Харуна ознаменовались многочисленными волнениями и мятежами, вспыхивавшими в разных провинциях империи.

Процесс дезинтеграции начался в западных областях империи еще с установления власти Омейядов в Испании (Андалусии) в 756 году. Дважды, в 788-м и в 794 году, вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте — следствие высоких налогов и многочисленных повинностей, которыми была обременена эта богатейшая провинция. Военачальник Харсама ибн А’йан жестоко подавил восстания и принудил египтян к повиновению. Сложнее оказалось справиться с сепаратистскими устремлениями берберского населения Северной Африки. В 789 году в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год — в Ифрикии и Алжире — Аглабидов. Харсама сумел подавить мятеж Абдаллаха ибн Джаруда в Кайраване (Тунис) в 794-795 годах, но в 797 году в Северной Африке вновь вспыхнуло восстание, и Харун вынужден был примириться с частичной утратой власти и возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба в обмен на ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В отдаленном от центров империи Йемене также было неспокойно. Жестокая политика наместника Хаммада аль-Барбари привела к восстанию в 795 года под руководством Хайсама аль-Хамдани, которое продолжалось девять лет и закончилось высылкой его лидеров в Багдад и их казнью.
Сирия, населенная непокорными, враждующими между собой про-омейядски настроенными арабскими племенами, пребывала в состоянии почти непрерывных мятежей. В 796 г. положение в Сирии оказалось столь серьезным, что халифу пришлось направить в нее войско во главе с Бармакидом Джафаром, которому удалось подавить мятеж. Волнения в Сирии были одной из причин переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он проводил большую часть времени и откуда направлялся в походы против Византии и в паломничество в Мекку. С еще большими трудностями Харун сталкивался в восточных областях империи, постоянные волнения в которых были связаны не столько с экономическими притеснениями, сколько с особенностями культурных и религиозных традиций местного, в основном иранского населения.

Нестабильность в провинциях халифата не могла отвлечь Харуна ар-Рашида от бесконечных войн с Византией, в чем он усматривал свой главный религиозный долг. Набеги византийских и арабских отрядов друг на друга происходили почти ежегодно, и во многих военных экспедициях Харун лично принимал участие. В 797 году, воспользовавшись внутриполитическими распрями в Византии и ее войной с болгарами, Харун ар-Рашид овладел крепостью ас-Сафсаф и проник с войском далеко в глубь византийских владений. Императрица Ирина вынуждена была заключить с Харуном мирный договор. Однако сменивший ее в 802 году император Никифор возобновил военные действия. Харун отправил против Византии сына Касима с войском, а позднее и лично возглавил поход. В 803-806 годах арабская армия захватила множество городов и селении на территории Византии. Атакуемый болгарами с Запада и потерпевший ряд поражении от арабов, Никифор вынужден был заключить унизительный мир и обязался выплачивать арабам дань.

По отношению к иноверцам политика Харуна ар-Рашида отличалась крайней нетерпимостью. В 806 году он распорядился разрушить все церкви вдоль византийской границы. В 807 г. Харун приказал возобновить старинные ограничения для иноверцев в отношении одежды и поведения. Иноверцы должны были подпоясываться веревками, голову покрывать стегаными шапками, туфли носить не такие, какие носили правоверные, ездить не на лошадях, а на ослах, вместо кисточек на седельных луках использовать деревянные шишечки, женщины же иноверки обязаны были ездить не на конских, а на ослиных седлах.

Деятельностью на последнем этапе правления, Харун ар-Рашид сильно поспособствовал начавшемуся распаду империи, разделив ее между наследниками, сыновьями от разных жен, что привело после смерти Харуна к гражданской войне. Халифат перестал быть единым государством, в разных областях стали возникать династии местных наследственных правителей, только номинально признававших власть «повелителя правоверных». Тяжелые последствия гражданских войн и политического распада империи были настолько очевидны, что, естественно, должно было возникнуть преувеличенное представление о благоденствии мусульман под властью последнего правителя единого аббасидского государства Харуна ар-Рашида и его министров. Из поколения в поколение передавалась легенда о царившем в ту эпоху всеобщем благоденствии