Ян Амос Каменский

Ян Амос Коменский (28 марта 1592 — 15 ноября 1670) — чешский педагог-гуманист, писатель.
Учился в Херборнской академии, Гейдельбергском университете. Жил в Чехии, Польше, Венгрии, Голландии, автор множества книг и учебников, в том числе: словарь чешского языка «Сокровищница чешского языка», «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Школа-игра», первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках», в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов, первое в истории руководство для семейного воспитания «Материнская школа», капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»: лишь две части из пяти были опубликованы при его жизни. Был автором идеи пансофии (обучение всех всему) и изложил её принципы в сочинении «Пансофическая школа». Призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам ‒ сначала родному, потом латинскому ‒ как языку науки, культуры того времени.

Самым существенным в обучении считал порядок и естественность: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников, в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далекому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения; стремясь сделать образование доступным всем детям, разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную, и единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет ‒ латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Каменский полагал, что у детей необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причем под последним он понимал настойчивость в труде). Важную роль в нравственном воспитании отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения