Каинова печать — позорное пятно на репутации человека, дурная слава, клеймо изгоя, общественное мнение об индивидууме, как о преступнике, негодяе
Происхождением фразеологизм обязано библейской повести о взаимоотношениях братьев Каина и Авеля. Они были сыновьями Адама и Евы, появились на свет после того, как бог выгнал тех из рая. Каин был земледельцем, Авель — скотоводом. И вот настала пора принести жертву богу. Бог жертву Авеля принял, а Каина — нет. Каин был первенцем Адама и Евы, то есть старшим из братьев, и он жутко обиделся на такое поведение бога. Но богу он сделать ничего не мог и решал отыграться на брате: завел его в поле и убил: «И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его», но, понимая, что совершил нечто предосудительное, попытался скрыть это от бога (других-то людей в то время на земле ещё не было). На вопрос бога, где Авель, брат твой? Он ответил: не знаю; разве я сторож брату моему? Бог проклял Каина и изгнал его, при этом, правда, сделал Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. Рассказ о Каине и Авеле донесла до нашего времени Первая книга Пятикнижия (Торы), которая повествует о периоде от Сотворения мира и человека до смерти Иосифа в Египте. Состоит она из пятидесяти глав. Про братьев — в главе четвертойВ Книге Бытия не объясняется
-
— почему Бог пренебрег приношениями Каина?
— как узнал Каин, что его жертвоприношение было отвергнуто?
— от кого должно было охранять Каина Божье знамение, если других людей, кроме его родителей, не существовало?
Вопросы остались риторическими, а выражения "Каинова печать" и "разве я сторож брату моему?" стали афоризмами
-
После изгнания Каин ушёл в землю Нод, где у него родился сын Энох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех. У Ламеха было две жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема. Но это совсем другая история
Использование выражения в литературе
-
— «Если мы в чем-то и виноваты, то разве в том, что явились на свет в благословенном двадцатом веке. На нас его каинова печать. Мы его дети» ( Леонид Зорин «Восходитель»)
— «Иногда Ивану Дмитриевичу казалось, что прав был отец: раньше, в старые времена, выступала Каинова печать, а нынче ― нет» (Леонид Юзефович «Костюм Арлекина»)
— «Это был маленький вылинявший треугольник из черно-лилового плюша с чем-то зловеще красным, с желтой молнией и надписью «Spearhead», лоскуток, пришитый к рукаву комбинезона. Может быть, это была каинова печать ядерного века» (В. П. Катаев «Святой колодец»)