Рене Декарт

Рене Декарт

Я мыслю, следовательно существую (лат. cogito, ergo sum — когито эрго сум). Слова приписываются французскому философу, математику, учёному-энциклопедисту семнадцатого века Рене Декарту, хотя исследователи нашли и другого их автора, жившего тысячью двумястами лет раньше — Блаженного Августина.
При этом Декарт знал о мысли Августина, но трактовал ее по-другому.

Рене Декарт (1596-1650)

Родился в небогатой дворянской семье в городке Лаэ провинции Турень. Получил качественное образование в иезуитском колледже Коллегия Ля Флешь. В молодости много путешествовал, служил волонтером в армиях Голландии, Баварии, Венгрии. Более двадцати лет прожил в Нидерландах, стране в то время наиболее свободной от влияния церковников.
Главные его произведения

  • «Рассуждения о методе» (1637)
  • «Метафизические размышления о первой философии» (1641)
  • «Начала философии» (1644)

Наибольший вклад Декарт внес в изучение оптики: представил закон преломления света, математики: изобретение аналитической геометрии, философии: материалистическая сущность природы

Положение «Я мыслю, следовательно существую» («Ac proinde haec cognitio, ego cogito, ergo sum, est omnium prima et certissima…») Декарт высказал в трактате «Рассуждение о методе, чтобы хорошо направлять свой разум и отыскивать истину в науках»:
«внимательно исследуя, что такое я сам, я мог вообразить себе, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где я находился бы, но я никак не мог представить себе, что вследствие этого я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истине других предметов, ясно и несомненно следовало, что я существую. А если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когда-либо себе представлял, и было истинным, все же не было основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я – субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, душа, которая делает меня тем, что я семь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Затем я рассмотрел, что вообще требуется для того, чтобы то или иное положение было истинно и достоверно; ибо, найдя одно положение достоверно истинным, я должен был также знать, в чем заключается эта достоверность. И, заметив, что в истине положения Я мыслю, следовательно, я существую меня убеждает единственно ясное представление, что для мышления надо существовать, я заключил, что можно взять за общее правило следующее: все представляемое нами вполне ясно и отчетливо – истинно»

    Идеи Декарта дали толчок развитию европейской мысли, оказали огромное влияние на историю. Значимость Декарта также в изобретении аналитической геометрии

Августин Аврелий (Блаженный, Святой) (354-430)

Блаженный Августин

Блаженный Августин

Религиозный, христианский деятель позднеримской эпохи, свидетель падения Римской империи, проповедник, философ, писатель, ученый. К христианству пришел уже сложившимся человеком, крестился в 33 года. Быстро завоевал авторитет среди верующих своими глубокими знаниями античной философской мысли, духовностью, размышлениями о вере, борьбой с ересями. Тридцать четыре года занимал кафедру в Гиппоне, городе в Северной Африке (современный Алжир). Написал более пятисот проповедей, писем, состоящие из двухсот тридцать двух книг девяносто три трактата, среди которых наиболее известны следующие:

  • «Против академиков»
  • «О жизни блаженной»
  • «О порядке»
  • «Монологи»
  • «О бессмертии души»
  • «О граде божьем»
«Исповедь» Августина Аврелия стала первой автобиографией, изданной типографским способом

Главным трудом Блаженного Августина является трактат «О граде Божьем», созававшийся им 13 лет. В нем автор и высказал мысль о том, что «я сомневаюсь, следовательно существую»
«мы существуем, и знаем, что существуем, и любим это наше бытие и знание. Относительно этих трех вещей, которые я только что перечислил, мы не опасаемся обмануться какой-нибудь ложью, имеющей вид правдоподобия. Мы не ощущаем их каким-либо телесным чувством, как ощущаем те вещи, которые вне нас, как ощущаем, например, цвет — зрением, звук — слухом, запах — обонянием, поедаемое — вкусом, твердое и мягкое — посредством осязания. Они не из этих чувственных вещей, образы которых, весьма на них похожие, хотя уже и не телесные, вращаются в нашей мысли, удерживаются нашей памятью и возбуждают в нас стремление к ним. Без всяких фантазий и без всякой обманчивой игры призраков для меня в высшей степени несомненно, что я существую, что я это знаю, что я люблю. Я не боюсь никаких возражений относительно этих истин со стороны академиков, которые могли бы сказать: «А что если ты обманываешься?» Если я обманываюсь, то уже поэтому существую. Ибо кто не существует, тот не может, конечно, и обманываться: я, следовательно, существую, если обманываюсь…»

Основной идеей Святого Августина считается утверждение о главенстве духовной жизни человечества, направляющей силой которой является католическая церковь. Следовательно именно церковь и её глава важнее земных владык — королей, императоров

Кто такие фарисеи?
Что такое Огни святого Эльма?
Что означает понятие «суверенное государство»?