Роман за 10 центов

Роман за 10 центов

Массовая культура — культура широких масс населения, предназначенная для «среднего» человека и имеющая возможность значительного тиражирования самой себя.
Термин «массовая культура» впервые был озвучен в сборнике статей «Массовая культура», изданном в США в 1957 году, хотя история этого явления гораздо более древняя и до конца не изученная. По крайней мере уже основоположник коммунистической идеологии К. Маркс видел его начало. Он считал, что культура независимой, элитарной и единой может быть только тогда, когда её создатели: писатели, художник, композиторы — действуют, работают по зову сердца. Но лишь все они начинают творить за деньги, лишь только культура становится предметом рыночных отношений, хана развитию культуры.

В начале 60-х годов XIX века американский бизнес принялся энергично осваивать книгоиздание. Скачок произошел в годы Гражданской войны Севера и Юга (1861–1865). Массы людей (главным образом грамотных мужчин) были отторгнуты от привычных занятий, составив почти безграничную аудиторию читателей — то есть рынок для книготорговцев. После войны многие участники вспоминали, что для них книги были не менее важны, чем вода, табак или пища. Определились и векторы развития книжной продукции — как по содержанию, так и по форме. На войне было время для досуга, но не для глубоких размышлений — поэтому книга прежде всего отвлекала и развлекала.
Огромная аудитория определяла не только содержание, но и «форму» — книга должна быть небольшой, удобной, чтобы ее можно было носить в солдатском ранце, а по прочтении не жалко передать товарищу или даже выбросить. Поэтому прежде всего она обязана была быть дешевой. Каждая книга включала только один роман, который сочинялся автором под этот формат. Обязательным был и рекламный блок в конце книги. В 1860–1890-е годы издательства выпускали по роману еженедельно. Одна из первых серий так и называлась «Роман за десять центов» и была запущена еще в преддверии Гражданской войны — в 1860 году. Широко бытует мнение, что именно тогда — в США, в 1860-е, с «десятицентовыми» романами зарождалось явление, ставшее одним из знаковых для современной мировой цивилизации и культуры — так называемая массовая литература
(По материалам романа А. Танайсечука «Капитан Майн Рид», серия ЖЗЛ)

Черты массовой культуры

  • Восприятие реальности чувствами
  • Обращение к простым проблемам
  • Мифологичность
  • Адресность
  • Упрощенность изложения
      Причина появления так называемой «массовой культуры» в том, что человечество, несмотря на достижения науки и техники, так и не нашло ответов на глобальные вопросы своего существования: о возникновении жизни, происхождении смерти, рецептах счастья, смысле человеческого предназначения, разумности происходящего на земле, соотношении добра и зла, источниках несправедливости и способах борьбы с ней.
    Массовая культура — попытка человека создать удобный для себя мир «второй» реальности