Термин "массовое сознание" введен испанским философом Хосе Ортегой-и-Гассетой (1883-1955) в работе "Восстание масс" (1930 год)
В исследовании «Восстание масс» Ортега-и-Гассета пришел к выводу о том, что общество состоит из «избранного меньшинства», то есть тех, чья жизнь поставлена служению высшей норме, кто совершает постоянные усилия для совершенствования себя и окружающего мира; и «массы», то есть «среднего человека», который таких высоких задач перед собой не ставит. Отношение человека из массы с государством определяется роднящей их анонимностью, стремлением к подавлению, «творческого меньшинства», в результате чего общество начинает жить для государства, с превращением человека в ничего не значащую пылинку
В основе массового сознания лежит мощное эмоциональное переживание какой-то жизненной проблемы, вызывающей всеобщую озабоченность: войны, эпидемии, революции, экономических потрясений. Такое переживание, проявляясь в сильных эмоциях, чувствах, заслоняет собой все привычные нормы жизни, ценности и образцы поведения, порождает потребность в немедленных действиях
Пример проявления массового сознания
Жители поселка городского типа Новые Санжары Полтавской области Украины активно протестовали, перекрывали автомобильную трассу, жгли покрышки, когда узнали, что в близлежащем санатории будут проходить карантин эвакуированные из Китая в следствие коронавируса украинцы, а когда автобусы с людьми все-таки приехали, встретили их градом камней
Употребление термина в публицистике
— «За последнюю четверть века православие заполнило в массовом сознании вакуум упорядоченности, а не духовности. Крах советской идеологии вызвал широкий интерес людей к православной традиции, что позволило РПЦ значительно расширить свое влияние на массовое сознание» (Елена Волкова «Магия порядка»)
— «События 1939― 1940 годов, предшествующие Великой Отечественной войне, вытеснены из массового сознания, и это работает на поддержание мифа о том, что мы стали жертвами вероломной агрессии. Массовое сознание воспринимает страну как исключительно миролюбивую, никогда не нападавшую на других. Если мы и воевали, то только защищаясь от нападений других стран. Это старый национальный миф, выдвинутый еще Карамзиным, когда он объявил Россию щитом на пути татаро-монголов в Европу» (Ирина Прусс «Я Сталина не видела, но я его люблю»)
— «На встречу с чудовищем (по следам Брема) Классический фильм ужасов ― «Кинг Конг», снятый в первой своей версии в 1933 году, ― пополнил массовое сознание еще одним пугающим образом. Где-то в глубине Африки скрывается злая бестия ― горилла. Громадная обезьяна, которой не составит труда взобраться на небоскреб и пугать оттуда армию людей» (Александр Волков «Год гориллы»)
— «Однако между представлениями о прошлом в общественном сознании и представлениями профессиональных ученых всегда и повсюду есть существенный разрыв. Массовое сознание по самой своей природе мифологично, оно не оперирует научными фактами» (Александр Каменский «Пересматривая прошлое»)
— «Абсолютное большинство из опрошенных отвечали так: аксиома о параллельных состоит в том, что параллельные прямые не пересекаются. Рекомендуем читателю самому произвести опрос и убедиться, что именно такая формулировка аксиомы о параллельных входит в массовое сознание» ([В. А. Успенский «Апология математики, или О математике как части духовной культуры»)