![](http://chtooznachaet.ru/wp-content/uploads/2018/12/Минимае0-300x169.jpg)
Надо думать, что и дух у неё здоровый
Автором выражения «Mens sana in corpore sano» считается древнеримский поэт Децим Юний Ювенал (1 января 50-128).
"Если хочешь совета,
(Сатиры, книга IV, сатира 10, строки 346-365)
Лучше самим божествам предоставь на решение выбор,
Что подходяще для нас и полезно для нашего дела;
Ибо взамен удовольствий дадут нам полезное боги. 350
350. Мы ведь дороже богам, чем сами себе; увлекаясь
Неким порывом души или страстью слепой и могучей,
К браку стремимся, к потомству от жен; богам же известно,
Что это будут за жены и что это будут за дети.
Если ты просишь чего и святилищам жертвы приносишь
Там потроха, колбасу, что из белой свиньи приготовил,
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно,
360 Духа, не склонного к гневу, к различным страстям, с предпочтеньем
Тяжких работ Геркулеса, жестоких трудов - упоенью Чувством любви, и едой, и подушками Сарданапала.
Я указую, что сам себе можешь ты дать; но, конечно,
Лишь добродетель дает нам дорогу к спокойствию жизни.
Нету богов у тебя, коль есть разум; мы сами, Фортуна,
Чтим тебя божеством, помещая в обители неба"
Как видно из приведённой цитаты, Ювенал словами «…чтобы ум был здравым в теле здоровом» и в мыслях не имел ввиду «гармоничное развитие человека». Он скорее проповедовал мудрость уже нашего времени «лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным»
Применение выражения «Mens sana in corpore sano» в литературе
— «Я уходил от Л. Н., весь исполненный обаяния великого старца, думая о том, какое он, в сущности, живое опровержение тезиса: «Mens sana in corpore sano» (Ф. Г. Мускатблит. В Ясной Поляне»)
— «Но едва тот успевал сказать: «Пошлю нанять карету», Мудров перебивал его и говорил: «Никакой кареты не надо: поезжай на гитаре*, а как останешься с больной один и услышишь, что она на нервы жалуется, то скажи ей: «Сударыня, mens sana in corpore sano…» (А. Ф. Кони «Николай Иванович Пирогов»)
— «Горячка снова им овладела, ― сказал на ухо Нилу Павловичу лекарь, ― надо употребить утишающие средства, и завтра же будет mens sana in corpore sano» (А. А. Бестужев-Марлинский «Фрегат «Надежда»)
Использование фразеологизма «в здоровом теле здоровый дух» в литературе
— «Коли приказано не верить в Бога ― взрывают Храм и строят на его месте бассейн: в здоровом теле ― здоровый дух» (Борис Васильев «Оглянись на середине»)
— «Куплю себе кеды, спортивный костюм и буду развивать плоть. В здоровом теле ― здоровый дух! А дух мне нужен здоровый» (Дмитрий Каралис «Автопортрет»)
— «Хорошо быть молодым, и дней не жалеть, которых впереди навалом, и работать в радость, и спать беззаботно, и с ухмылкой проходить мимо поликлиники, ощущая в здоровом теле здоровый дух…» (Владимир Санин «Не говори ты Арктике ― прощай»)
— «Пушкин носил железную трость, чтобы рука, прицеливаясь, не дрогнула, ванны со льдом принимал, а вот сердце у него умело болеть… У скольких людей духовное здоровье подорвано физическим! «В здоровом теле ― здоровый дух. Так ли?» (Евгений Евтушенко «Ягодные места»)
— «И знаменитое изречение ― «в здоровом теле здоровая душа», я, во всяком случае, переставила бы последовательность и сказала ― у здорового духа ― здоровое тело» (Е. И. Рерих «Письма в Европу»)