Царь Соломон — автор выражения «Многие знания умножают печаль»?

Многие знания умножают печаль — в этом контексте «знания» означают опыт, мудрость, понимание законов бытия. Чем дольше человек живет, тем больше он узнает, как жизнь устроена, тем меньше у него иллюзий по поводу личностных качеств окружающих, тем виднее ему причинно-следственные связи их поступков, слов и действий

«И предал я сердце мое тому,
чтобы познать мудрость
и познать безумие и глупость;
Узнал, что и это — томление духа.
Потому что во многой мудрости много печали;
И кто умножает познания, умножает скорбь»
(«Экклесиаст»)

Автором выражения и всей Седьмой книги раздела Писаний ТаНаХа «Экклесиаст» (ивр. Поучающая премудрость) долгие годы считался царь Иудеи Соломон (ок. 967 года до н.э. — ок. 928 года), а пору создания — примерно Х век до н. э. Однако анализ текста, проведенный современными исследователями, выявил в нем персидские и арамейские слова, которых Соломон знать не мог, и время написания книги сдвинулось к V — III векам до н. э.

"Экклесиаст" - пессимистический и печальный взгляд умудренного опытом человека на человеческую природуа, смысл, точнее, бессмысленность, его дел и стремлений, всё несправедливое устройство жизни

«…Поставлена глупость на высокие посты,
А достойные внизу пребывают…
…Видел я рабов на конях
И князей, шагавших пешком как рабы…
…Еще видел я под солнцем:
Место суда, а там беззаконие;
Место правды, а там неправда…
…Праведников постигает то,
чего заслуживали бы дела нечестивых,
а с нечестивыми бывает то,
чего заслуживали бы дела праведников…»

Применение выражения в литературе

«Увы, во многой мудрости много печали, и тот, кто видел изнутри столько сердец, сколько я…» ( (Виктор Пелевин «Любовь к трем цукербринам»)
«В нем соединились и начало Первой книги Бытия, и Евангелие от Иоанна, и много чего ещe, что при глубоком анализе можно обнаружить, но резюмирующей и торжественно-печальной нотой звучит Екклезиаст ― во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь» (Василий Русаков «Безблагодатные элегии Давида Раскина»
«Жихарь и царь толковали решительно обо всем, поскольку богатырь желал все знать, а Соломон уже здорово преуспел в этом деле и утверждал, что в многой мудрости много печали, так что не стоит Жихарю стараться» (Михаил Успенский «Там, где нас нет»)
«О нем известно: нрава он веселого, любит лежать, курить трубку; размышлением и умствованием голову обременять не склонен, очевидно, полагая, что во многой мудрости много печали; скорее всего, он ничего не полагает, а просто существует» (Александр Воронский «Гоголь»)
«Чего ожидаете от моей премудрости? Нет выше той премудрости ― в веселии проводить дни, пить, есть и наслаждаться. Вот я стар и знаю все, что свершается в подлунной, и мне прискорбно жить, потому что кровь моя остыла, побелели виски, ввалились глаза, как бывает у стариков. Напрасно ходите за мной, напрасно учитесь: во многой мудрости много печали» (А. И. Эртель «Гарденины»)

Ещё статьи

  • «Пуп земли»
  • «Пусть мёртвые хоронят своих мертвецов»
  • «Пятая колонна»