Происхождением фразеологизм обязан Ветхому Завету
1 Все заповеди, которые я заповедую вам сегодня, старайтесь исполнять, дабы вы были живы и размножились, и пошли и завладели землею, которую с клятвою обещал Господь отцам вашим.
(Второзаконье*, гл.8)
2 И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет;
3 Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек;
Слова Ветхого завета повторили апостолы…,
3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
(Евангелие от Матфея, глава 4)
4 Он же сказал ему в ответ: написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»
3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
(Евангелие от Луки, глава 4)
4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
…что вобщем не имеет никакого отношения к современной трактовке выражения. Апостолы и Моисей говорят о слове Божьем, а не о духовных потребностях, которые у человека должны быть одновременно с материальными. Ещё дальше от общепринятого мысль американского философа-идеалиста Ральфа Уолдо Эмерсона (25 мая 1803 — 27 апреля 1882): » Man does not live by bread alone, but by faith, by admiration, by sympathy» — не хлебом единым жив человек. человеку нужно доверие, сочувствие и признание (журнал «Северо-американское обозрение», статья «Суверенитет этики», 1875 год). Так что выражение «Не хлебом единым жив человек» — ещё одно в списке тех, смысл которых далек от первоисточника «век живи, век учись», «каждая кухарка должна научиться управлять государством», «учиться, учиться, учиться»
Употребление выражения в литературе
— «На праздниках Снежана смотрелась лучше всех в бархатном зелёном платьице и лаковых туфельках. Но не хлебом единым жив человек. Особенно в молодые годы» (Токарева Виктория «Своя правда»)
— «Подумаешь, еда, ― размышлял татарин. ― Не хлебом единым жив человек. Человек жив нежным прикосновением рыбьего хвоста к своим губам, ожиданием рождения детей, любовью, а каша…» (Дмитрий Липскеров «Последний сон разума»)
— «Настроение у меня отличное, чувствую себя очень хорошо, жизнь течет, если не молоком и медом, то кофейком и маргарином, а ведь было сказано: Не хлебом единым жив человек: Хлеб с маргарином ― жив человек!» (Юлий Даниэль «Письма из заключения»)
— «Жора был серьезный парень, считал, что не хлебом единым жив человек, но нужнее всего железо» (Анатолий Кузнецов «Бабий яр»)
*Второзаконье (Дварим) — пятая и последняя книга Торы (Пятикнижия). Представляет собой прощальную речь Моисея к евреям на берегу Иордана перед входом в Эрец-Исраэл