Действующие лица комедии Фонвизина «Недоросль»
- Простаков, помещик
- Госпожа Простакова, жена его, жестокая крепостница
- Митрофан, сын их, недоросль, пятнадцати лет, невежда, грубиян, тупица, лентяй
- Еремеевна, мама, то есть кормилица, няня Митрофана
- Правдин, чиновник
- Стародум — мудрый, рассудительный персонаж
- Софья, племянница Стародума
- Милон, офицер
- Господин Скотинин, брат госпожи Простаковой
- Кутейкин, семинарист
- Цыфиркин, отставной сержант
- Вральман, учитель
- Тришка, портной
- Слуга Простакова
- Камердинер Стародума
Кратчайшее содержание комедии «Недоросль»
Заправляющая всеми делами имения помещица Простакова пытается женить своего сына Митрофана на сироте Софье, воспитаннице Простаковых. Софья не желает быть женой Митрофана, потому что любит Милона. В результате интриги Простаковой приводят к тому, что в дело вмешивается Правдин — член правления наместничества (С 1775 года в России во главе каждой губернии стоял губернатор, а на 2—3 губернии назначался наместник, при котором создавалось правление), который отправляет Митрофана служить, а имение Простаковых за злоупотребления согласно «Наказу» 1767 года Екатерины II отдаёт под опеку правительства
Правительство начало заботиться об учебной подготовке дворянства к гражданской службе в 1731 году (с открытием) шляхетного кадетского корпуса, (где) должны были обучаться риторике, географии, истории, геральдике, юриспруденции, морали...
(В. Ключевский)
Это было бы великое дело... Но вышла не ода, а комедия... В усадьбе г-жи Простаковой... разыграна дальнейшая судьба той части дворянства, которая мыслила и понимала свое положение по-простаковски. Сословию предстояло приготовиться к ответственной и патриотической роли руководителя местного управления и общества, а г-жа Простакова говорит: «Да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Сословие призывалось к попечительной и человеколюбивой деятельности в крепостной деревне, а г-жа Простакова, видя, что чиновник наместника отнял у нее власть буйствовать в доме, в комической тоске восклицает: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет?»
В "Недоросле" дурные люди старого закала поставлены прямо против новых идей, воплощенных в добродетельные фигуры Стародума, Правдина и других, которые пришли сказать тем людям, что времена изменились, что надобно воспитываться, мыслить и поступать не так, как они это привыкли делать, что дворянину бесчестно ничего не делать, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить»
История создания «Недоросля»
-
1760-е годы — начало работы Фонвизина над «Недорослем»
1779 — первый вариант, дошедший до нас благодаря пересказу младшего современника Фонвизина летописца московских театров Иоганна Рихтера
1781 — окончена работа над текстом «Недоросля»
1872, май — московский театральный цензор Х. А. Чеботарев не разрешил постановку пьесы
1782, 24 сентября — постановка пьесы «Недоросль» в Вольном Российском театре Петербурга
1782, сентябрь — письмо Фонвизина «содержателю театра в Москве» «любезному Медоксу», в котором драматург доводит до сведения антрепренера, что в Петербурге «Недоросль» был поставлен силами «придворных актеров ея Императорского Величества» «по письменному дозволению от правительства», и предлагает «уверить господина цензора, что во всей моей пьесе, а, следовательно, и в местах, которые его так напугали, не изменено ни одного слова»
1783, 14 мая — постановка комедии в театре Медокса в Москве. Узнав, что автор столь не понравившейся ему пьесы нашел поддержку у правительства, Чеботарев постановку «Недоросля» разрешил
1783 — текст комедии вышел в печатном варианте из Санкт-Петербургской вольной типографии у господина Шнора
1785, 1 сентября — с комедией познакомилась Екатерина Вторая: постановка была приурочена ко дню именин двоюродного брата драматурга и фаворита императрицы Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова; после спектакля императрица планировала наградить виновника торжества орденом, но посмотрев пьесу, расстроилась настолько, что от своего первоначального намерения отказалась и даже объявила своему любимцу недельный бойкот
Источники комедии «Недоросль»
-
Литературоведы полагали, Фонвизин создавал «Недоросля» с «оглядкой» на произведения известных ему европейских авторов
— Комедии датского драматурга Л. Хольберга (13 декабря 1684 — 28 января 1754) «Эразмус Монтанус, или Расмус Берг» и «Якоб фон Стюбое, или Хвастливый солдат», «Короткое девичество Перниллы»
— Комедия Мольера (15 января 1622 — 17 февраля 1673) «Тартюф» (схожи финалы произведений)
— Повесть Вольтера (21 ноября 1694 — 30 мая 1778) «Жанно и Колен» (заимствованы рассуждения Простаковой о географии: «Ах, мой батюшка! А извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: „Повези меня туда“, — свезут куда изволишь». Родители юного Жанно так обсуждают с невежественным учителем, каким наукам необходимо обучать юного маркиза)
— «Характеры, или Нравы нынешнего века» писателя Жана де Лабрюйера (1645–1696) (диалоги Стародума с Правдиным и Милоном — едва ли не цитаты из «Характеров, или Нравов нынешнего века»)
— «Умозрительное путешествие, или Важные и смешные забавы» поэта и комедиографа Шарля Ривиера Дюфрени (1648–1724)
— Комедия Екатерины II (2 мая 1729 — 6 ноября 1796) «О, время» (подчас Простакова едва ли не цитирует екатерининскую госпожу Хонжахину)