Едят для того, чтобы жить, а не живут для того, чтобы есть

Non ut edam vivo, sed ut vivam edo — не для того, чтобы есть, я живу, а для того, чтобы жить, ем. Для правильной оценки ситуации, решения возникающих проблем важно уметь определять причину каких-либо действий, поступков, высказываний и следствия, которые случились в результате этих действий, поступков, слов. Причина — жизнь, пища — это следствие, потому что сама по себе пища (если её, конечно, достаточно) не может быть целью существования. Цели в жизни гораздо более разнообразны и возвышенны. Еда лишь позволяет жить и добиваться поставленных задач

    Происхождением изречение обязано римскому ритору (учителю красноречия), поэту, адвокату, писателю Марку Фабию Квинтилиану ок. 35 — ок. 96). Оно фигурирует в его книге «Обучение оратора» (IX, 3, 85)

Квинтилиан

    Родился В Испании, но уже в детстве переселился в Рим, где отец его был учителем риторики. Получив образование, вернулся на родину, служил учителем красноречия. Когда римским императорм был провозглашен Гальба (68 год), Квинтилиан снова перебрался в Рим и сделался адвокатом. После нескольких лет адвокатской деятельности выступил в роли публичного преподавателя красноречия и стал первым professor’ом eloqnentiae, получавшим жалованье из государственной казны (по распоряжению Веспасиана, до которого все школьное образование в Риме являлось делом частной инициативы и предприимчивости). Квинтилиан пользовался огромным авторитетом. Например, Плиний Младший называл его своим учителем, Марциал — «славой римской тоги» и «верховным руководителем блуждающей молодежи», отмечал большое влияние его на литературные вкусы учившейся молодежи, которой настоятельно советовал изучать произведения классических писателей – римских и греческих. Педагогическая деятельность Квинтилиана в Риме продолжалась двадцать лет. Апогеем её стало поручение ему императором Домицианом воспитание внуков своей сестры Домициллы и награждение за педагогическую деятельность знаками консульского достоинства. В конце жизни Квинтилиан занялся литературным трудом, главным итогом которого стало сочинение De institutione oratoria («Об ораторском образовании») в 12 книгах

Афоризмы Квинтилиана

  • Вредить легко, помогать трудно
  • Осуждают то, чего не понимают
  • От смеха недалеко до высмеивания
  • Утомляет не столько сам труд, сколько мысли о нем
  • Лжецу нужна хорошая память
  • История должна рассказывать, а не доказывать
  • Пока мы решаем, когда мы начнем, возможность теряется
  • Легче сделать более, нежели то же
  • Всякому приятно свое собственное пение
  • Совесть — тысяча свидетелей
  • Частое подражание становится собственным нравом
  • Кто идет следом, всегда должен отставать
  • Гораздо легче попробовать свои силы во многих вещах, чем сосредоточить свои силы на одном
    Выражение «Non ut edam vivo, sed ut vivam edo — не для того, чтобы есть, я живу, а для того, чтобы жить, ем» принадлежит Квинтилину, но задолго до него ту же мысль высказал Сократ: «Иные люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить»

Ещё статьи