Кто не работает, тот не ест — слова апостола Павла в его втором обращении к Фессалоникийцам (Солунянам).
6. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас,
7. ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас,
8. ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, —
9. не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.
10. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
11. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.
12. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб
Фессалоникийцы — жители города Фессалоники (нынче — Салоники), расположенного на северо-востоке Греции, на побережье Эгейского моря. Основал город македонский царь Кассандр в 315 году до н. э. Название дал в честь своей жены Фессалоники. Благодаря удачному местоположению Фессалоники играли значительную роль в торговле Греции со с ранами Малой Азии и Причерноморья, потому город всегда отличался богатством. Сегодня Салоники — второй по величине город Греции
В своем стремлении привлечь к учению Христа как можно больше народа апостол Павел прибыл в Фессалоники в первом же своем проповедническом путешествии в Европу. Проповедовал Павел в синагоге для иудеев и вне её стен — для язычников. Рассказывая об учении Христа, Павел, видимо, несколько недооценил силу воображения жителей и мощь своего апостольского слова, потому после его отъезда в городе начали множится слухи, что пришествие Христа будет вот-вот. В результате одних жителей предстоящее жутко пугало, другие, побросав дела, ожидали чуда, и все вместе как бы тронулись умом. Павел узнал об этих настроениях и отправил свое второе послание к солунянам (Фессалоники — Солунь в старо-славянском), в котором призывал их успокоиться и жить, как жили, работать, трудиться, ибо только труд дает средства к существованию. Так что мысль Павла «кто не работает, тот не ест» была немудрена. А идеологическое, всеобъемлющее свойство приобрела уже в наше время.Аналоги поговорки «кто не работает, тот не ест»
Применение фразеологизма «кто не работает, тот не ест»
— «Я — женщина нерабочая, у меня от польской работы в голове делается кружение… — Скажите, какая вы нежная! Тогда гуляй себе, но хлеба не получишь. У нас «кто не работает, тот не ест!» (Шолохов «Поднятая целина»).
— «В нетронутых, сияющих снегах стоял Страстной монастырь, безмолвный, с большой красной надписью: «Кто не работает, тот не ест» на красных приземистых стенах» Каверин «Освещенные окна»).
— «Приказ был такой — за каждый надоенный литр — сто граммов муки. Дала корова десять литров— получай кило… Дала пятнадцать—получай полтора. Такая была заведена коровная сдельщина: кто не доится, тот не ест» (Е. Носов «Пятый день осенней выставки»).
— «Кто не работает, тот не должен есть» — вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью» (Ленин «Удержат ли большевики государственную власть?»)
— «Буржуазия срывает твёрдые цены, спекулирует хлебом, наживает по сто, по двести и больше рублей на пуд хлеба, разрушает хлебную монополию и правильное распределение хлеба, разрушает взяткой, подкупом, злостной поддержкой всего, что губит власть рабочих, добивающуюся осуществить первое, основное, коренное начало социализма: «кто не работает, тот да не ест» (Ленин «О голоде (письмо к питерским рабочим»)
Кто не работает, тот не ест
(Сербская народная сказка)
У короля Матии была красавица дочь, но с ленцой: никогда ничего не делала, да и не умела делать, день-деньской сидела перед зеркалом и любовалась собой. Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: кто в три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время идет да идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных искать мужа для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то парень — пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. Парень испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал все по порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. Привел он королевну домой. Мать выбежала навстречу, дивится на прекрасную девушку. На другой день парень взял плуг, запряг волов и поехал в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером возвратился с работы, мать подала ужин, а сын спрашивает:
— Кто сегодня работал, мать?
— Я и ты,— отвечает она.
— Ну, кто работал, тот и есть может.
Не понравилось это королевской дочери, рассердилась она и голодная пошла спать. И на другой день все так же было.
На третий королевна и говорит свекрови:
— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не сидеть без дела.
Та велела ей наколоть дров. Вечерело. Сели за ужин, а парень снова спрашивает:
— Кто сегодня работал, мать?
— Мы трое: я, ты и королевна.
— Ну, кто работал, тот и есть может. И все трое поужинали. Так, понемногу, королевна научилась работать.
Через три года приезжает король проведать дочку. Видит — работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
— Как, и ты научилась работать?
— А как же,— отвечает королевна,— у нас так положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь поужинать, пойди-ка наколи дров.
Король привез дочери и зятю много подарков, погостил, а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как родного сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.
Кто не работает, тот ест