Русский аналог фразы si tacuisses, philosophus mansisses "молчание - золото"
Происхождением выражение si tacuisses, philosophus mansisses обязано римскому государственному деятелю, философу Аницию Манлию Северину Боэцию (ок. 480—524). Во второй книге «Утешения философией» он написал
"Вам же не ведомо ничто иное, кроме стремления к расположению народа и пустой молве, и, презрев превосходство совести и добродетели, вы ищете награду себе в чужих пересудах. Послушай, как некто лукаво высмеял пустоту притязаний такого рода. Когда он обрушился с оскорблениями на некоего человека, который не ради торжества добродетели, но лишь из тщеславного желания славы ложно присвоил себе имя философа, то заявил ему, что убедится в том, что тот действительно философ, если перенесет наносимые ему оскорбления спокойно и терпеливо. Последний, однако, недолго сохранял терпение и как бы в шутку спросил обидчика: «Веришь ли ты теперь, что я философ?» На это первый ответил с издевкой: «Я бы поверил в это, если бы ты промолчал» (часть 7) (В сноске Боэций пояснил: "Эту историю, относя ее к Еврипиду, излагает Плутарх. См.: Плутарх, О благочестивой жизни, 532)
Боэций
Происходил из знатной римской семьи. Рано лишился отца. Был усыновлён Квинтом Аврелием Симмахом — консулом, главой сената и префектом Рима. Получил прекрасное домашнее образование. К своим тридцати годам приобрёл известность как разносторонне образованный, эрудированный человек, глубоко знавший греческие науки и философию. С 510 по 524 год занимал важные государственные должности (в том числе первого министра) во время правления короля остготов Теодориха Великого, захватившего Италию. Однако затем по неизвестной причине был обвинен в святотатстве и государственной измене и казнен. Во все годы службы королю Боэций заниматься науками и философией. В предверии казни (23 октября 524 года — по крайней мере, именно эту дату называют в хрониках) написал своё главное сочинение «Утешение философией»«Утешение философией»
Философские размышления, в которых проза чередуется со стихами. Представляет собой диалог автора с Философией, которая посетила его в темнице:"Она же, подойдя поближе, присела на край моего ложа, и глядя мне в лицо, исполненное тягостной печали и склоненное скорбью к земле, стала стихами корить меня за то, что душу мою охватило смятение". "«Зачем, – спросил я, – о наставница всех добродетелей, пришла ты в одинокую обитель изгнанника, спустившись с высоких сфер? Для того ли, чтобы быть обвиненной вместе со мной и подвергнуться ложным наветам? – О мой питомец, – ответила она, – разве могу я покинуть тебя и не разделить вместе с тобой бремя, которое на тебя обрушили те, кто ненавидит самое имя мое! Ведь не в обычае Философии оставлять в пути невинного без сопровождения..."
«Утешение философией» состоит из пяти книг. В них Философия рассуждает о превратностях судьбы, о том, что есть счастье, о добре и зле, свободе воли. Сочинение Боэция было одной из самых читаемых и популярных книг в Средневековье, его даже перекладывали на музыку, а средневековый английский поэт Чосер перевел на английский