Привычка - поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека в жизни обычными, постоянными
Первым о «привычке — второй натуре» поведал древнегреческий философ Аристотель: «…по большей части приятно водворение в своем природном состоянии, и особенно в том случае, когда возвратит себе свою природу то, что согласно с ней происходит. [Приятны и] привычки, потому что привычное уже как бы получает значение природного, так как привычка несколько подобна природе…» (трактат «Риторика», гл. 11)
Далее мысль подхватил римлянин Марк Туллий Цицерон: «Привычкой создается как бы некая вторая натура» («О высшем благе и высшем зле»)
О том же в сочинении «Сатурналии» говорит другой латинский автор Макробий Феодосий: «привычка, которую опыт объявил второй природой» (книга 7, гл. 9)
Средневековый философ Блаженный Августин снова использовал эту сентенцию в книге «Исповедь»: «Страсти же, когда им потакают, обращаются в привычку, а привычка, когда ей не противодействуют, становится необходимостью, как бы второй натурой» (книга 8). И считается, что именно с подачи Августина выражение стало крылатой фразой
Применение выражения в литературе
— «Я прошу прощения у читателей в том, что переложил в стихи песню Казбича, переданную мне, разумеется, прозой; но привычка — вторая натура» (Лермонтов «Герой нашего времени»)
— «Все-таки он по привычке ее боялся. А привычка — вторая натура. — О делах, — сказала сестричка» (Виктор Пелевин «Любовь к трем цукербринам»)
— «Пообвыкли, пообжились люди на новых местах — и уже им не до миграций, не до передвижения с одних земель на другие, — что, надо заметить, широко практиковалось в древности. Привычка — вторая натура» (В. Д. Алейников «Тадзимас»)
Ещё статьи
(через тернии к звёздам)