Закон об оскорблении величия был принят при императоре Тиберии

Lex laesae majestātis — закон об оскорблении величия. Применялся в Древнем Риме в эпоху цезарей, то есть средоточения громадной власти в руках одного человека — императора. Lex laesae majestātis — закон об оскорблении величия имел своё происхождение от Закона об оскорблении величия римского народа

Понятие оскорбления (умаления) величия Римского народа было впервые сформулировано в законе трибуна Аппулея Сатурнина в 104 или 103 г. до н. э.

В перечень состава преступлений по этому закону входили

  • передача врагам Рима земли и людей,
  • поддержка врагов,
  • несанкционированный отпуск на волю пленных,
  • дезертирство
  • заговоры, подстрекательство и организация восстания против власти
  • подготовка убийства чиновника,
  • отказ наместника провинции уступить свою должность преемнику
  • попытки умаления величия богов, Сената
  • отстранения магистратов от должности
  • уменьшения власти народных трибунов

Наказывались эти преступления «запрещением огня и воды» — изгнанием из Рима. Преступник утрачивал права гражданства, его имущество конфисковалось. Римлянам запрещалось оказывать ему помощь (обеспечивать пищей, давать кров). В случае возвращения на родину без разрешения властей осужденный объявлялся персоной вне закона, т. е. любой мог его безнаказанно убить. Закон «Об оскорблении величия римского народа» принимался и карал редкими санкциями конкретные преступления и касался узкого круга людей

"...cui nomen apud veteros idem, sed alia judicium veniebant: si qui proditione exercitum aut plebem seditionibus, denique male gesta re publica majestatem Populi Romani minuisset; facta augebantur, dicta impune erant" (карал лишь тех, кто причинил ущерб войску предательством, гражданскому единству - смутами, величию Римского народа - дурным управлением государством) (Тацит "Анналы", I, 72)

Первым законом об оскорблении величия общего плана стал закон диктатора Суллы 81 г. до н. э. В состав преступлений по этому закону входили самовольное оставление провинции наместником и вывод войск, ведение войны и возведение на престол царей без санкции сената и народа, самовольный ввод войск в провинцию, а также, возможно, организация мятежа и убийство римского магистрата. Закон Суллы стал основой для дальнейшей разработки понятия оскорбления величества в законе Юлия (46 г. до н. э.)

Закон Юлия был направлен против практики Гражданских войн и предусматривал наказание в виде изгнание из Италии за следующий круг преступлений и злоупотреблений

    1) преступления, направленные против властей: созыв противозаконных сходок, подстрекательство к мятежу, организация беспорядков среди солдат, дача присяги и принесение клятв против государства, а также убийство римского должностного лица
    2) преступления против страны: внешнеполитические акции без санкции принцепса, сговор с врагами Рима и действия, могущие послужить к их выгоде, причинение ущерба войску и подстрекательство друзей Римского народа к отпадению от него, дезертирство из римской армии
    3) нарушение обязанностей гражданина: отказ передать провинцию или начальство над войском законно назначенному преемнику, занесение в государственные документы заведомо ложных сведений, ведение войны и набор войск без соответствующего приказа императора, узурпация обязанностей магистрата

Законотворчество Суллы и Юлия было продолжено императором Тиберием. В годы его правления Закон об оскорблении величия римского народа превратился в Закон об оскорблении величия (императора). Теперь объектом защиты от посягательства стала особа императора, который олицетворял величие римского народа.

Расширился объем обвинений и диапазон применения этого закона: под его ведение могли попасть и мелкие нарушения, и незначительные поступки: повреждение статуи принцепса, смена одежды или драка рядом со статуей императора, критические замечания об официальном выступлении или каком-либо мероприятии с участием принцепса, расплата монетами с изображением императора в публичном доме, сочинение литературных произведений, якобы порочащих Тиберия. Юний Рустик (римский государственный деятель, философ-стоик, писатель) погиб за то, что в своих риторических и исторических сочинениях хвалил известных деятелей аристократической оппозиции Тразею Пета и Гельвидия Приска, называя их «мужами непорочной честности». Книги Рустика были сожжены по приговору Сената. После этого из Рима и Италии были изгнаны все философы.

Император способствовал казни Гельвидия Младшего, заподозренного в том, что в финале одной из трагедий он в ролях Париса и Эноны сатирически изобразил развод принцепса с женой. Двоюродный брат императора Флавий Сабин был приговорен к смерти за то, что в день консульских выборов глашатай по ошибке объявил его не бывшим консулом, а будущим императором.

Для преступников из низших сословий в Римской империи применялись специфические виды смертной казни. Например, отдание правонарушителя диким зверям на растерзание во время цирковых представлений, распятие. Кроме того что целью этих казней было заставить осужденного страдать, в них еще таилось назидание, что бунт против власти чреват мучительной смертью

Приближенные императора Тиберия также пользовались законом об оскорблении величия в своих корыстных целях: чтобы свести личные счеты, ускорить карьеру или нажиться за счет имущества обвиняемых. Судьи приговаривали римлян к смертной казни, конфискации имущества, ссылке. Вошли в практику и сопутствующие смертной казни наказания: конфискация имущества, аннулирование завещания, «осуждение памяти» (включая срытие дома). Наказание могло быть распространено и на членов семьи, прежде всего на детей. Чтобы получить показания по обвинению в «оскорблении величия», палачи пытали и рабов, и знатных граждан

Таким образом, закон об «оскорблении величия римского народа» превратился в закон об "оскорблении величия" императора и стал в инструментом политических преследований и сведения личных счетов, потому что применение его зависело только от произвола монарха

Ещё статьи