Афоризм "сперва любить - потом учить" принадлежит великому чешскому педагогу, мыслителю Яну Амосу Каменскому (28 марта 1592 — 15 ноября 1670)
Ян Амос Каменский
Родился в Чехии, учился в Гейдельбергском университете, жил в Польше, Трансильвании, с 1656 года до смерти — в Амстердаме, написал и опубликовал несколько учебников по физике, астрономии, языкознанию, предложил начинать учить детей с 6 лет, в школьных классах, на уроках, с проверкой знаний, соблюдением дисциплины, имея четкий план занятий, вести обучение от простого к сложному, иметь учебники для каждого класса, то есть система начального образования, которая используется сегодня повсеместно — это идеи Яна Амоса Каменского
Принципы воспитания и образования Яна Каменского
- Сперва любить — потом учить
- Важную роль в нравственном воспитании играет пример взрослых, систематическое приучение детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения
- Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным
- Читать и не понимать – то же, что совсем не читать
- Вечный закон — учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле
- Порочный способ изучения вещей – когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах
- Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно
- Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью
- Правильно обучать юношество – это не вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, но раскрывать способность понимать вещи
- При руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях – порицание без язвительности, при наказаниях – строгость без свирепости
Гимназия Карла Мая
Фразеологизм «Сперва любить — потом учить» был девизом Санкт-Петербургской гимназии педагога Карла Мая, основанной им в 1856 году. «Созданная К. И. Маем система воспитания и образования предусматривала взаимное уважение и доверие учителей и учеников, постоянное взаимодействие с семьёй, стремление педагогов учесть и развить индивидуальные способности каждого ученика, научить их самостоятельно мыслить. Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло год за годом выпускать из стен школы высоконравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества» (Википедия). Состав учащихся, как по социальному положению,так и по национальному признаку, был разнообразен. Без какой-либо дискриминации в ней учились дети швейцара, князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, купцов Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонови, интеллигентов Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г. Д. В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины». Писатель Лев Успенский отмечал в воспоминаниях: «…у Мая не было и быть не могло педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей „в футлярах“, чиновников в виц-мундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости…Я не встречал за всю мою жизнь ни одного «майца», который бы не вспоминал свою школу с великой признательностью, с чувством теплой любви к ней и к самому ее зданию, к ее кабинетам и лабораториям, так же как и к ее преподавателям — нашим отличным во всех отношениях учителям, и к тому духу школы, который воплощался в постоянно повторяющихся в ней словах, в старом педагогическом девизе, звучавшем «Сначала полюби, а потом уж обучай»
Ещё статьи
- In vino veritas (истина в вине)
- Ulla regula sine exceptione (нет правил без исключения)
- Navigare necesse est, vivere non est necesse (плавать по морю необходимо, жить не так уж необходимо)