В более широком плане Еnfant terrible — анфан террибль, человек, выбивающийся своими поступками, словами, наружностью, манерами из общего плана, необычный, нестандартно действующий, оригинальный (чаще всего определения анфан террибль удостаиваются люди искусства)
Синонимы выражения enfant terrible
- Бестактный
- Неделикатный
- Неприличный
- Некорректный
- Излишне прямолинейный
- Наивный
- Слишком искренний
- Нескромный
- Грубый
- Невоспитанный
- Толстокожий
- Эпатажный
Считается, что впервые термин enfant terrible в отношении взрослого человека употребил государственный секретарь США Томас Джефферсон о Пьере Шарле Ланфане, которому первый американский президент Дж. Вашингтон поручил проект столицы Соединенных Штатов — Вашингтона
Вашингтон выбрал и архитектора будущей столицы француза Ш. Л’Энфана, сражавшегося волонтером в континентальной армии. Вашингтон засел с ним за разработку плана столицы. Они оба чувствовали себя великими архитекторами и гордились тем, что только вторично в истории человечества после Северной Пальмиры – Петербурга в России – закладывали город в чистом поле у реки. Л’Энфан попытался воплотить черты Версаля в столице США…. Он копировал здания лучших городов Европы, трудился неустанно и вошел в резкий конфликт с руководителями стройки. Ему виделся голубой город дивной красоты, комиссионеры конгресса напомнили о расходах. Л’Энфан требовал, чтобы вся стройка подчинялась ему, скупцы говорили французу, что не он оплачивает строительство.
Развязка наступила очень быстро – весной 1792 года Вашингтон велел рассчитать архитектора. Л’Энфан ушел, а его планы воплотились в камень. Вашингтон особо предупредил, чтобы строили строго в соответствии с намеченным Л’Энфаном. Сделанное им удовлетворяло Вашингтона, но не удовлетворял автор. Если бы можно было сдержать майора Л’Энфана «в надлежащих границах» и если бы он «обладал менее вспыльчивым нравом!» – сокрушался президент (Н. Яковлев Вашингтон)
Употребление фразеологизма «enfant terrible» в литературе
«Бовин играл роль Дымшица и Гапона от журналистики не умышленно. Он, как и любой пишущий, а тем более талантливый и умный, не мог не овспользоваться «окном возможностей», которое открывали перед ним власти, очарованные оригинальной личностью анфан террибля. Ему, скажем, разрешалось появляться на телеэкране без галстука...» (Стуруа «Синдром Валентина Зорина»)