Участники
- Народные массы Западной Европы
- Безземельные рыцари, малоземельные феодалы
- Католические священники
Причины Первого крестового похода
Политические
— В середине Х века хан Сельджук сплотил ряд кочевавших в Приаралье племен огузов, родственных нынешним туркменам
— К середине XI века сельджуки, ведомые внуком Сельджука Тогрул-беком, овладели Иранским нагорьем
— 1054 — Разделение христиан на католиков и православных
— В 1070 году племянник Тогрул-бека Алп-Арслан отвоевал Сирию и Палестину у владевших ими египетских халифов Фатимидов
— 1071, 19 августа — сельджуки близ города-крепости Маназкерт к северу от озера Ван разбили византийскую армию во главе с императором Романом IV Диогеном. Император попал в плен
— 1071 — Иерусалим в руках сельджуков
— 1081 — Сын Алп-Арслана Мелик-шах I захватил всю Малую Азию
— 1085 — Началась шестилетняя война Византии и половцами и печенегами, в ходе которой император Византии Алексей I Комнин попросил помощи у графа Роберта I Фризского, возвращавшегося из поломничества в Иерусалим
— 1092 — единое государство Сельджуков в Малой Азии распалась на враждующие между собой и с местными арабскими правителями небольшие княжества
Идеологические
Вся жизнь европейцев тех лет была наполнена религиозным содержанием. Стержнем и нравственным смыслом всемирной истории были события земной жизни Христа, от Рождества до Вознесения. Соответственно, центром всемирной географии был Иерусалим, земное отражение Небесного Иерусалима (Царства Небесного). Средневековые карты изображали Землю в виде круга, и центром этого круга был именно Иерусалим. Земной Иерусалим — самое высокое место, ибо ближе всего к Иерусалиму Небесному, и умерший в Иерусалиме быстрее попадет в рай. Страшный Суд начнется в окрестностях Святого Города, и похороненные там раньше окажутся у престола Грозного Судии. Палестина — Святая Земля в буквальном смысле. Тот, кто придет туда, исполнится благодати. Воды реки Иордан, где Спаситель принял крещение, смывают все грехи, опять же, в буквальном смысле. Так что путь от родины к Земле Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению
— 637 — Иерусалим завоевали мусульмане
— XI век, начало — до европейцев дошли слухи о гонениях на христиан, учиненных египетским халифом Хакимом, который приказал разрушить все синагоги, церкви и монастыри в Иерусалиме, начав с церкви Гроба Господня. Известия вызвали в Европе шок, появились толки о близящемся конце света.
— 1021 — Хаким исчез
— 1048 — византийцы отстроили церковь Гроба Господня
— 1070 — купец Мауро из итальянского города Амальфи получил от халифа Боменсора, владетеля Палестины, разрешение на открытие в Иерусалиме госпиталя — странноприимного дома для паломников, путешествующих к Святым местам (госпиталя св. Иоанна Иерусалимского). Так что к 1096 году непосредственной угрозы христианским святыням Иерусалима со стороны мусульман не было
Экономические
— Майорат, распространившийся в Европе со времён Карла Великого. В соответствии с принципом майората старший сын получал в наследство все, младшие — ничего. Однако именно земельный надел обеспечивал возможность его владельцу иметь вооружение и пропитание. А так как семьи были большими, младшие сыновья феодалов были лишены средств к существованию. Завоевав же Святую землю, младшие сыновья феодалов получали возможность обрести недвижимость
— Крестьяне Франции и Германии страшно страдали от гнета, усобиц феодалов, голода, болезней. На родине им терять было нечего
— Церковь приостановила выплату долгов участниками похода, запретила преследовать паломников по суду до окончания похода и взяла под свою защиту оставшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовным преступникам, если те принимали крест
— Крестоносцы, владевшие землей, отдавали церкви вплоть до возвращения свои земли. Таким образом, церковь за годы крестовых походов накопила колоссальные земельные богатства, которые фактически остались в ее руках, так как крестоносцы редко возвращались благополучно обратно
Начало Первого крестового похода
— 1095, 26 ноября — в день закрытия в Клермоне церковного Собора французской Церкви Папа Урбан II произнес речь:
«Народ франков!... к вам обращается речь моя!
От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие..., иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный... вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари своими испражнениями. Они обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в купели для крещения. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, пронзая живот, лишая детородных членов и привязывая их к столбу...
Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам?
... Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые... О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!... Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас!
Эта земля, которую вы населяете, ...стеснена вашей многочисленностью. ...не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны... Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда.... Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.
Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого... Он ждет помощи от вас... Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов...
И тот, кто решит совершить это святое паломничество..., пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди
— 1095, 27 ноября — согласованы детали первого крестового похода. Епископ Ле-Пюи Адемар избран папским легатом в качестве личного представителя папы Урбана, назначена дата начала похода – 15 августа 1096 года
— 1096, 15 апреля — первый отряд в несколько тысяч человек под водительством Петра Пустынника (Амьенский) выступил из Кёльна. Его составляли крестьяне, некоторое количество горожан и знати (в основном безземельные рыцари и младшие сыновья знатных семейств), разбойники, преступники, женщины и дети
Хроника Первого крестового похода
Беднота двигалась несколькими отрядами по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев. Около четверти ополченцев было перебито. Из 50−60 тысяч бедняков в Константинополь добралось около 35 тысяч человек, а в Малую Азию переправилось до 30 тысяч. Там их перебили турки. Спастись удалось только нескольким тысячам, которые в панике бежали обратно в Константинополь. Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главных сил
— 1096, август — в поход выступили европейские рыцари из Прованса (предводитель Граф Раймунд Тулузский), Южной Италии (князь Боэмунд Тарентский), Лотарингии (графы братья Булонские), а Северной Франции (графы Роберт Фландрский, Роберт Нормандский, Гуго Вермандуа)
— 1097, 6 мая-19 июня — с помощью византийского флота осада и захват крепостью Никея
— 1097, 21 октября-1098, 28 июня — осада и захват Антиохии
— 1098, март — захват Болдуином Бульонским Эдессы, армянского княжества в Малой Азии (сегодня на юго-востоке Турции)
— 1099, 7 июня-15 июля — захват Иерусалима
— 1099, 22 июля — Готфрид Бульонский из скромности принял титул не короля Иерусалимского, а Защитника Гроба Господня
— 1099, 12 августа — победная для крестоносцев витва при Аскалоне (Ашкелоне, Израиль) с армией египетского халифа ал-Афдала
Итоги Первого крестового похода
После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи венецианцев, генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов
Возникли
— Королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии
— Графство Триполи (севернее современного Бейрута)
— Княжество Антиохия (восточнее современного Алепо в Сирии)
— Графство Эдесса