Государства крестоносцев к 1140 году

Первый крестовый поход дал старт всему крестоносному движению европейских народов в Средние века. Он отличается от остальных прежде всего яркой идеологической окраской. Крестоносцы стремились не только к приобретению материальных благ, но и духовному подвигу во имя христианской веры. Тогда как остальные семь походов, продолжавшихся с перерывами почти 200 лет, были в основном завоевательными, грабительскими, о спасении души его участники думали всё меньше и меньше

Даты Перовго крестового похода 1096 — 1099 годы, его девиз «Так хочет бог»
Выражение «Крестовый поход» было введено в оборот историками конца XVII века. В саму же эпоху крестовых походов говорили: «пойти за море», «странствовать по стезе Господней», «принять крест», «отправиться в паломничество в Святую Землю»

Участники

  • Народные массы Западной Европы
  • Безземельные рыцари, малоземельные феодалы
  • Католические священники

Причины Первого крестового похода

Политические
В середине Х века хан Сельджук сплотил ряд кочевавших в Приаралье племен огузов, родственных нынешним туркменам
К середине XI века сельджуки, ведомые внуком Сельджука Тогрул-беком, овладели Иранским нагорьем
1054 — Разделение христиан на католиков и православных
В 1070 году племянник Тогрул-бека Алп-Арслан отвоевал Сирию и Палестину у владевших ими египетских халифов Фатимидов
1071, 19 августа — сельджуки близ города-крепости Маназкерт к северу от озера Ван разбили византийскую армию во главе с императором Романом IV Диогеном. Император попал в плен
1071 — Иерусалим в руках сельджуков
1081 — Сын Алп-Арслана Мелик-шах I захватил всю Малую Азию
1085 — Началась шестилетняя война Византии и половцами и печенегами, в ходе которой император Византии Алексей I Комнин попросил помощи у графа Роберта I Фризского, возвращавшегося из поломничества в Иерусалим
1092 — единое государство Сельджуков в Малой Азии распалась на враждующие между собой и с местными арабскими правителями небольшие княжества

Идеологические
Вся жизнь европейцев тех лет была наполнена религиозным содержанием. Стержнем и нравственным смыслом всемирной истории были события земной жизни Христа, от Рождества до Вознесения. Соответственно, центром всемирной географии был Иерусалим, земное отражение Небесного Иерусалима (Царства Небесного). Средневековые карты изображали Землю в виде круга, и центром этого круга был именно Иерусалим. Земной Иерусалим — самое высокое место, ибо ближе всего к Иерусалиму Небесному, и умерший в Иерусалиме быстрее попадет в рай. Страшный Суд начнется в окрестностях Святого Города, и похороненные там раньше окажутся у престола Грозного Судии. Палестина — Святая Земля в буквальном смысле. Тот, кто придет туда, исполнится благодати. Воды реки Иордан, где Спаситель принял крещение, смывают все грехи, опять же, в буквальном смысле. Так что путь от родины к Земле Обетованной есть одновременно и нравственное, духовное движение от греха к спасению
637 — Иерусалим завоевали мусульмане
XI век, начало — до европейцев дошли слухи о гонениях на христиан, учиненных египетским халифом Хакимом, который приказал разрушить все синагоги, церкви и монастыри в Иерусалиме, начав с церкви Гроба Господня. Известия вызвали в Европе шок, появились толки о близящемся конце света.
1021 — Хаким исчез
1048 — византийцы отстроили церковь Гроба Господня
1070 — купец Мауро из итальянского города Амальфи получил от халифа Боменсора, владетеля Палестины, разрешение на открытие в Иерусалиме госпиталя — странноприимного дома для паломников, путешествующих к Святым местам (госпиталя св. Иоанна Иерусалимского). Так что к 1096 году непосредственной угрозы христианским святыням Иерусалима со стороны мусульман не было

«Тем не менее, стремление захватить богатства Святой Земли было в глазах людей того времени … мечтой об исполнении Господнего завета. Ведь по св. Писанию именно эта земля была обещана Им избранному народу, каковым после Христа являются не евреи (по Ветхому Завету), а христиане. Ныне Святая Земля, Иерусалим, Гроб Господень находятся в руках неверных, и эти неверные самим фактом своего присутствия оскверняют святыни. Следовательно, необходимо вернуть себе истинным Богом заповеданное достояние («И Бог захотел крестовых походов», «Вокруг света», 2007 год)

Экономические
Майорат, распространившийся в Европе со времён Карла Великого. В соответствии с принципом майората старший сын получал в наследство все, младшие — ничего. Однако именно земельный надел обеспечивал возможность его владельцу иметь вооружение и пропитание. А так как семьи были большими, младшие сыновья феодалов были лишены средств к существованию. Завоевав же Святую землю, младшие сыновья феодалов получали возможность обрести недвижимость
Крестьяне Франции и Германии страшно страдали от гнета, усобиц феодалов, голода, болезней. На родине им терять было нечего
Церковь приостановила выплату долгов участниками похода, запретила преследовать паломников по суду до окончания похода и взяла под свою защиту оставшееся имущество и семьи паломников. Светские суды отменяли приговоры уголовным преступникам, если те принимали крест
Крестоносцы, владевшие землей, отдавали церкви вплоть до возвращения свои земли. Таким образом, церковь за годы крестовых походов накопила колоссальные земельные богатства, которые фактически остались в ее руках, так как крестоносцы редко возвращались благополучно обратно

Начало Первого крестового похода

1095, 26 ноября — в день закрытия в Клермоне церковного Собора французской Церкви Папа Урбан II произнес речь:

«Народ франков!... к вам обращается речь моя!
От пределов иерусалимских и из града Константинополя пришло к нам важное известие..., иноземное племя, чуждое Богу, народ, упорный и мятежный... вторгся в земли этих христиан, опустошил их мечом, грабежами, огнем. Персы частью увели христиан в свой край, частью же погубили постыдным умерщвлением. А церкви Божьи они либо срыли до основания, либо приспособили для своих обрядов. Они оскверняют алтари своими испражнениями. Они обрезают христиан и обрезанные части кидают в алтари или в купели для крещения. Они рады предать кого-нибудь позорной смерти, пронзая живот, лишая детородных членов и привязывая их к столбу...
Кому выпадает труд отомстить за все это, исправить содеянное, кому как не вам?
... Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые... О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!... Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас!
Эта земля, которую вы населяете, ...стеснена вашей многочисленностью. ...не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны... Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда.... Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.
Иерусалим – это пуп земли, край, самый плодоносный по сравнению с другими, земля эта словно второй рай. Ее прославил искупитель рода человеческого... Он ждет помощи от вас... Вступайте же на эту стезю во искупление своих грехов...
И тот, кто решит совершить это святое паломничество..., пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди

Речь папы была встречена многоголосым ликующим воплем «Так хочет бог!»

1095, 27 ноября — согласованы детали первого крестового похода. Епископ Ле-Пюи Адемар избран папским легатом в качестве личного представителя папы Урбана, назначена дата начала похода – 15 августа 1096 года
1096, 15 апреля — первый отряд в несколько тысяч человек под водительством Петра Пустынника (Амьенский) выступил из Кёльна. Его составляли крестьяне, некоторое количество горожан и знати (в основном безземельные рыцари и младшие сыновья знатных семейств), разбойники, преступники, женщины и дети

Невысокого роста, коренастый, Петр имел длинное худое смуглое лицо, которое, как и его тело, было обычно грязным, был аскетом, ходил босым и переезжал с места на место на осле. В пищу употреблял рыбу и вино и, как правило, был облачен в плащ пустынника, из-за которого и получил свое прозвище. Был красноречивым и умеющим убеждать проповедником. Наслушавшись его речей, люди покидали свои дома, друзей и собственность, грузили все, что было можно, на тележки и присоединялись к Петру для путешествия в Иерусалим

Хроника Первого крестового похода

Беднота двигалась несколькими отрядами по Рейну и по Дунаю на Константинополь. Спускаясь по Дунаю, участники похода разграбили и опустошили венгерские земли, за что их атаковала объединённая армия болгар, венгров и византийцев. Около четверти ополченцев было перебито. Из 50−60 тысяч бедняков в Константинополь добралось около 35 тысяч человек, а в Малую Азию переправилось до 30 тысяч. Там их перебили турки. Спастись удалось только нескольким тысячам, которые в панике бежали обратно в Константинополь. Вместе с ними Петр Амьенский стал дожидаться подхода главных сил
1096, август — в поход выступили европейские рыцари из Прованса (предводитель Граф Раймунд Тулузский), Южной Италии (князь Боэмунд Тарентский), Лотарингии (графы братья Булонские), а Северной Франции (графы Роберт Фландрский, Роберт Нормандский, Гуго Вермандуа)

За рыцарскими отрядами двигались огромные толпы, в большинстве, безоружных крестьян. За войском двигались огромные обозы. Все эти отряды представляли собой совершенно самостоятельные единицы. Они не были организационно связаны между собой. Отряды двигались разными путями. Одни пошли по рейнско-дунайской дороге, другие-берегом Адриатического моря, третьи -через Италию, откуда они морем переправлялись на Балканский полуостров

1097, 6 мая-19 июня — с помощью византийского флота осада и захват крепостью Никея
1097, 21 октября-1098, 28 июня — осада и захват Антиохии
1098, март — захват Болдуином Бульонским Эдессы, армянского княжества в Малой Азии (сегодня на юго-востоке Турции)
1099, 7 июня-15 июля — захват Иерусалима
1099, 22 июля — Готфрид Бульонский из скромности принял титул не короля Иерусалимского, а Защитника Гроба Господня
1099, 12 августа — победная для крестоносцев витва при Аскалоне (Ашкелоне, Израиль) с армией египетского халифа ал-Афдала

Итоги Первого крестового похода

После взятия Иерусалима крестоносцы постепенно овладели значительной частью восточного побережья Средиземного моря. При помощи венецианцев, генуэзцев и пизанцев было захвачено несколько портовых городов
Возникли
Королевство Иерусалимское, включавшее в себя Палестину и часть Сирии
Графство Триполи (севернее современного Бейрута)
Княжество Антиохия (восточнее современного Алепо в Сирии)
Графство Эдесса

Наибольших размеров и могущества крестоносные государства достигли к 1130 году, а потом быстро умерли. Первым в 1144 году эмиром Мосула была отбита у христиан Эдесса. Иерусалимское королевство было уничтожено в 1291 году. Между этими годами состоялось ещё семь крестовых походов