После бала

Рассказ «После бала» Л. Н. Толстой написал в начале ХХ века и, если тогда он как-то мог воздействовать на чувства и совесть читателей, то сегодня, после всех зверств и жестокостей минувшего столетия описанный автором армейский обычай не выглядит чем-то ужасным, а тоска, метания, скорбные размышления рассказчика, вызванные увиденным, кажутся наивными, странными, интеллигентским нытьем

Действующие лица рассказа «После бала»

  • Иван Васильевич, рассказчик
  • Пётр Владиславич, армейский полковник
  • Варенька, его дочь

Кратчайшее содержание рассказа «После бала»

Автор повествования, молодой, красивый, богатый, беззаботный студент на балу, где всё красиво, пышно, весело, весь вечер протанцевал с красавицей Варенькой, в которую был влюблен, и был представлен её отцу, бравому полковнику, который так же произвёл на рассказчика прекрасное впечатление. Однако утром студент случайно стал свидетелем руководимого тем самым полковником жесткого наказания чем-то провинившегося солдата, что изменило его (студента) отношение и к миру вообще, и к дочери полковника в частности

История создания рассказа «После бала»

  • 1886 — в статье «Николай Палкин» Толстой писал «Что было в душе тех полковых и ротных командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы на завтра рано утром распорядиться прогонянием на смерть сквозь строй бежавшего солдата татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью»
  • 1899 — писатель И. Н. Захарьин (Якунин) рассказал Толстому, как ему пришлось по наряду присутствовать при наказании солдата — прогоне сквозь строй. Толстой очень заинтересовался: «Вы не описали этого ужасного наказания?» — «Нет». — «Напрасно. Такие вещи непременно надо печатать… Вы непременно, непременно это напишите, и у вас это, я уверен, выйдет хорошо… Рассказ должен производить самое тяжело-страшное впечатление. Мне, к счастью, не довелось видеть этого ужаса»
  • 1903, 19-20 апреля — в Кишиневе произошел жестокий еврейский погром.
  • 1903,27 апреля — писатель Шолом Алейхем обратился к Толстому с просьбой дать что-нибудь для литературного сборника в пользу евреев, пострадавших от кишиневского погрома.
  • 1903, 6 мая — Толстой — Шолом-Алейхему: «Я очень рад буду содействовать вашему сборнику и постараюсь написать что-либо соответствующее обстоятельствам»
  • 1903, 9 июня — Толстой в Дневнике, среди других замыслов, называет «Рассказ о бале и сквозь строй»
  • 1903, лето — Толстой записывает в Дневник: «2) В еврейский сборник: веселый бал в Казани, влюблен в красавицу, дочь воинск. начал.-поляка, танцую с нею; ее красавец старик-отец ласково берет ее и идет мазурку. И на утро после влюбленной бессонной ночи звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинск. начальник велит больней бить. (Очень бы хорошо)»
  • 1903, 6 августа — первый набросок рассказа с названием «Дочь и отец»
  • 1903, 9 августа — Толстой в Дневнике: «Написал в один день Дочь и отец. Не дурно»
  • 1903, 20 августа — после некоторых правок рассказ «После бала» был готов к публикации
При жизни Толстого рассказ «После бала напечатан не был. Он увидел свет только в 1911 году в издании: «Посмертные художественные произведения Льва Николаевича Толстого под редакцией В. Черткова»

Идея рассказа «После бала»

Идея рассказа не в обличении армейских порядков, тем более, что наказывать, «прогоняя сквозь строй», перестали после указа Александра II «О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных» ещё в 1863 году.
Идея «После бала» заключена в первом предложении рассказа: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает». От чего зависит поведение человека: собственной совести, наклонностей, характера или «среды»? Для себя Толстой нашел решение этого вопроса. Шолому Алейхему он ответил: «виновник не только кишиневских ужасов, но всего того разлада, который поселяется в некоторой малой части — и не народной — русского населения — одно правительство…» (будто это Николай II и его министры гонялись за евреями в Кишиневе). В «морали» же рассказа он не столь категоричен: «Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было — дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался — и потом не мог узнать этого», то есть «может ли человек сам по себе понять, что хорошо, что дурно» должен решить сам читатель

Ещё статьи

  • «Евгений Онегин»
  • «Капитанская дочка»
  • «Медный всадник»
  • «Мертвые души»
  • «Ася»