Исторический фон, способствовавший рождению триады «Православие, Самодержавие, Народность»
-
— восстание декабристов и его разгром (1825-1826)
— июльская революция во Франции 1830 года
— польское национально-освободительное восстание 1830-1831 годов
— распространение в среде интеллигенции западно-европейских, республиканских, либеральных идей
- — стремление государственной власти к отчуждению русской интеллигенции от влияния на общественную жизнь России
Идеи, вложенные С. С. Уваровым в триаду «Православие, Самодержавие, Народность»
-
Православие. В рассуждениях Уврова оно важно, во первых, потому, что «без любви к Вере предков народ как и частный человек должны погибнуть», во-вторых, как ответ двум тенденциям: рационализму и мистицизму, характерных для времени Александра I
Самодержавие. По мнению Уварова оно — «инструмент сохранения империи в ее нынешнем виде», потому что «приняв химеры ограничения власти монарха, равенства прав всех сословий, национального представительства на европейский манер, мнимой конституционной формой правления, (империя) не протянет и двух недель. Более того, (она) рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены».
Народность. Уваров был уверен, что современный и любый ему государственный строй держится совокупностью черт русского характера: «теплая вера к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, (России) исключительно принадлежащая (и в) «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего»
Хронология рождения формулы «Православие, Самодержавие, Народность»
- 1832, март — в письме на французском языке Николаю Первому Уваров формулирует вариант известной впоследствии триады: «…чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия, 2. Самодержавие, 3. Народность».
- 1832, 3 мая — С.С.Уваров назначен товарищем министра народного просвещения
- 1832, 4 декабря — В отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору, Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности»
- 1833, 20 марта — Уваров вступил в должность министра народного просвещения
- 1833, 21 марта — в подписанном им в циркулярном предложении попечителям учебных округов говорилось: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»
- 1833, 19 ноября — Доклад Уварова царю
«…Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
…Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
…Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию
«Теория официальной народности»
Ни во время правления Николая Первого, ни в годы жизни и служения министром народного просвещения С. С. Уварова такого понятия не существовало. Его впервые сформулировал либеральный публицист А. Н. Пыпин (1833-1904) в 1871 году в серии очерков о литературной жизни России первой половины XIX века. Пыпин определил формулу «Православие, Самодержавие, Народность» в качестве государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, официальной доктрины монархии.
Автор триады «Православие, Самодержавие, Народность»
Им несомненно был граф Уваров, но он чутко уловил желания и мысли Николая Павловича.
"немедленно после восстания декабристов официальный церемониал, риторика, искусство и архитектура принялись встраивать национальную идею в имперский миф. Уже первые манифесты Николая объясняли провал декабрьского мятежа особым духом русского народа, сохранившего верность своим царям. Во время коронации в 1826 г. император положил начало новой традиции. Пройдя в торжественном шествии из Успенского Собора к Архангельскому и Благовещенскому, Николай в полном царском облачении трижды поклонился народу с Красного крыльца. Собравшаяся на площади толпа отвечала громовыми приветствиями. Этот троекратный поклон стал.. непременной частью церемониальных посещений царями Москвы и вошел в сценарий всех последующих коронаций. Это блестящий пример «придуманной традиции», к которой уже в конце XIX века относились с глубоким почтением, видя в ней древнюю и чисто русскую традицию, отражавшую народный характер монархии"
(американский историк Ричард Вортман «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века»)
Любезная сестра. Министерство народного просвещения обращает на себя внимание ревностью, которую обнаруживает в разных отраслях своего управления, и блистательными результатами, какие себе приписывает в своих изданиях. Так как единственным подтверждением его слов служит число вновь устроенных школ и учащихся в них, то необходимо обратиться к органическим началам для уразумения хода настоящей образованности. Министерство объявляет, что его основной мыслию есть одновременное развитие православия, самодержавия и народности1. Но оно не сочло нужным упомянуть, что эта мысль не нова. Лет пятьдесят тому назад один профессор Московского университета поместил ее в учебной книжке для своих учеников. Ученый муж сделал это спроста. Он философствовал, как мещанин во дворянстве, говорил прозой, сам того не подозревая. Но вот его мысль, потонувшая в забвении, вдруг всплывает и обращается в критериум для Министерства народного просвещения. Постараемся разобрать три заключающихся в ней начала и определить их взаимные отношения.
(письмо из Сибири декабриста М. С. Лунина сестре, 1838 год)
Вера (православие) не дает предпочтения ни самодержавию, ни иному образу правления. Она одинаково допускает все формы и очищает их, проникая своим духом. Она стирает народности, как и всякое различие между людьми, ибо объемлет весь род человеческий, не отличая рабов от свободных, иудея от язычников. К тому же у религии свои служители, которым исключительно вверено ее распространение; и светская власть, присваивающая их обязанность, навлекает на себя наказание.
Перейдем к самодержавию. Эта политическая форма имеет и свои выгоды, и неудобства. Не доказано еще, почему она свойственнее русским, чем другое политическое устройство, и всегда ли они одинаково будут ее предпочитать. Народы, которые нам предшествовали на поприще гражданственности, начали также с самодержавия и кончили тем, что заменили его конституционным правлением, более свойственным развитию их сил и успехам просвещения. Так как усилия Министерства стремятся к тому, чтоб сравнять нас с этими народами и даже превзойти их, то весьма может статься, что те же преобразования по тем же причинам сделаются необходимостью для русских. В таком случае следовало бы отложить в сторону одно из основных начал образованности.
Принцип народности требует пояснения. Если под нею разумеют общность обычаев, нравов, законов, всего общественного устройства, то она изменялась сообразно различным эпохам нашей истории. Баснословные времена, монгольское иго, период царей, эпоха императоров образуют столько же различных народностей. Которой же из них дадут ход? Если последней, то она скорей чужая, чем наша.
Вывод из этих общих размышлений тот, что три начала, составляющие теперешнюю систему образованности, разнородны, бессвязны и противоречивы по своим результатам. Их бы можно заменить одним началом: меньше слов, больше дела. Это было бы религиозней, потому что скромнее; самодержавней, потому что болтливость противна духу самодержавия; наконец, народней, потому что выражено народной поговоркой. Прощай.