Граф Уваров — автор формулы Православие, Самодержавие, Народность

Православие, самодержавие, народность — краткое, афористичное выражение государственной политики России в области идеологии, предложенное министром народного просвещения в правительстве императора Николая Первого графом Сергеем Семёновичем Уваровым (1786-1855)

«Православие, Самодержавие, Народность составляют формулу, в которой выразилось сознание русской исторической народности. Первые две части составляют ее отличительную черту… Третья же — «народность», вставлена в нее для того, чтобы показать, что таковая … признается основой всякого строя и всякой деятельности человеческой…» (мыслитель, славянофил Д. А. Хомяков (1841—1919)

Исторический фон, способствовавший рождению триады «Православие, Самодержавие, Народность»

    восстание декабристов и его разгром (1825-1826)
    июльская революция во Франции 1830 года
    польское национально-освободительное восстание 1830-1831 годов
    распространение в среде интеллигенции западно-европейских, республиканских, либеральных идей
    «при виде общественной бури, потрясавшей Европу и которой отголосок, достигал и до нас, угрожая опасностью. Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная (Уваров, 19 ноября 1833 года)
    стремление государственной власти к отчуждению русской интеллигенции от влияния на общественную жизнь России
    «…разгром декабристов болезненно отразился на всей среде, которая образовала свои взгляды под влиянием западноевропейских идей. Единство культурного корня чувствовалось не только всеми ветвями данного умственного направления, но и правительством, подозрение которого направлялось далее пределов уличенной среды; а страх перед этим подозрением и отчуждение от карающей силы охватывали не только причастных к 14 декабря, но и не причастных к нему сторонников западной культуры и европейской философии» (С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

Идеи, вложенные С. С. Уваровым в триаду «Православие, Самодержавие, Народность»

    Православие. В рассуждениях Уврова оно важно, во первых, потому, что «без любви к Вере предков народ как и частный человек должны погибнуть», во-вторых, как ответ двум тенденциям: рационализму и мистицизму, характерных для времени Александра I
    Самодержавие. По мнению Уварова оно — «инструмент сохранения империи в ее нынешнем виде», потому что «приняв химеры ограничения власти монарха, равенства прав всех сословий, национального представительства на европейский манер, мнимой конституционной формой правления, (империя) не протянет и двух недель. Более того, (она) рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены».
    Народность. Уваров был уверен, что современный и любый ему государственный строй держится совокупностью черт русского характера: «теплая вера к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, (России) исключительно принадлежащая (и в) «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего»

Хронология рождения формулы «Православие, Самодержавие, Народность»

  • 1832, март — в письме на французском языке Николаю Первому Уваров формулирует вариант известной впоследствии триады: «…чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия, 2. Самодержавие, 3. Народность».
  • 1832, 3 мая — С.С.Уваров назначен товарищем министра народного просвещения
  • 1832, 4 декабря — В отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору, Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 20 марта — Уваров вступил в должность министра народного просвещения
  • 1833, 21 марта — в подписанном им в циркулярном предложении попечителям учебных округов говорилось: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 19 ноября — Доклад Уварова царю

    «…Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее как на залог счастья общественного и семейственного. Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.
    Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных Вашего Величества. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.
    …Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна. Довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию

«Теория официальной народности»

Ни во время правления Николая Первого, ни в годы жизни и служения министром народного просвещения С. С. Уварова такого понятия не существовало. Его впервые сформулировал либеральный публицист А. Н. Пыпин (1833-1904) в 1871 году в серии очерков о литературной жизни России первой половины XIX века. Пыпин определил формулу «Православие, Самодержавие, Народность» в качестве государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I, официальной доктрины монархии.

Автор триады «Православие, Самодержавие, Народность»

Им несомненно был граф Уваров, но он чутко уловил желания и мысли Николая Павловича.

"немедленно после восстания декабристов официальный церемониал, риторика, искусство и архитектура принялись встраивать национальную идею в имперский миф. Уже первые манифесты Николая объясняли провал декабрьского мятежа особым духом русского народа, сохранившего верность своим царям. Во время коронации в 1826 г. император положил начало новой традиции. Пройдя в торжественном шествии из Успенского Собора к Архангельскому и Благовещенскому, Николай в полном царском облачении трижды поклонился народу с Красного крыльца. Собравшаяся на площади толпа отвечала громовыми приветствиями. Этот троекратный поклон стал.. непременной частью церемониальных посещений царями Москвы и вошел в сценарий всех последующих коронаций. Это блестящий пример «придуманной традиции», к которой уже в конце XIX века относились с глубоким почтением, видя в ней древнюю и чисто русскую традицию, отражавшую народный характер монархии" (американский историк Ричард Вортман «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века»)

Ещё статьи

  • Восстание декабристов 1825 года
  • Что означает «Порто-франко»
  • Славянофилы и западники
  • Крымская война 1853-1856