Происхождением афоризм «разумное, доброе, вечное» обязан поэту Н. А. Некрасову, который в стихотворении «Сеятелям» как раз и призывал делать что-то хорошее на благо «народа»
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,Двиньте вперед!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ…
Оно было написано в 1876 году, когда у автора и всей прогрессивной интеллигенции развеялись надежды на действенность реформ Александра II. Всплеск социальной активности, связанный с освобождением крестьян от крепостной зависимости, многочисленными новшествами в общественной жизни 60-х-начала 70-х лет, сошел на нет. Движение «Хождение в народ» привело лишь к разочарованиям наивной студенческой молодежи этим самым народом. Русские интеллектуалы, демократы и прочие социалисты пребывали в замешательстве: что же нужно ещё предпринять, чтобы переустроить действительность в мечтаемом ими направлении — чтобы было честно, чисто, благородно, сытно, безопасно, цивилизованно. Вот Некрасов и пишет: «Сейте разумное, доброе, вечное«, то есть, не останавливайтесь, не разочаровывайтесь, боритесь, действуйте и в конце концов русский народ ваш труд оценит и «Спасибо вам скажет сердечное». И призыв престарелого писателя был услышан. Сначала появилась «Земля и воля», потом «Народная воля», потом «Освобождение труда», РСДРП, Партия социалистов-революционеров… Правда, «разумное, доброе, вечное» они уже не сеяли, но это, как говорится, другая история
Применение выражения в литературе
— «Тридцать с чем-то лет родители выдавали школярам свидетельства, аттестаты и напутственные шлёпки с призывами сеять разумное, доброе, вечное, треть века отец и мать пропускали через себя стадо, меченное пятибалльными отметками, кормленное по рецептам Ушинского и Макаренко, и на склоне лет пришли к выводу о полной несостоятельности всех своих методологий. (Анатолий Азольский «Лопушок»)
— «Но жизнь в те, ставшие теперь далекими, годы складывалась так, что посеянное когда-то, где-то, кем-то «разумное, доброе, вечное» все меньше давало всходов и все больше зарастало бурьяном» (Г. В. Андреевский «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху»)
— «Откуда у меня взялась эта уверенность, ума не приложу, ― скорей всего от еще не выветрившейся веры в разумное, доброе, вечное» (Нина Воронель «Без прикрас. Воспоминания»)
— «Улыбаюсь холодной даме: я читаю хороших поэтов, я пропагандирую разумное, доброе, вечное, у меня ― школа «Таганки» (Вениамин Смехов «Театр моей памяти»)
— «Но если я начну сознательно «нести разумное, доброе, вечное» и говорить: «Я несу Вам вечное», то это будет то же самое, чем занимаются наши прославленные поп-музыканты» (Александр Розенбаум «Бультерьер»)