Народ, о котором так заботились Цицерон, Лок, Гоббс..

«Salus populi suprema lex esto (Да будет благо народа высшим законом)» — написал римский государственный и политический деятель, философ, учёный Марк Туллий Цицерон (3 января 106—7 декабря 43 года до н. э) в философском трактате «О законах» (сегодня сентенция переводится проще: благо народа — высший закон)

"Должностным лицом, разбирающим вопросы права и творящим суд или приказывающим тво­рить суд по частным делам, да будет претор; да будет он охранителем гражданского права. Да будет у него столько коллег с равной властью, сколько постановит сенат или повелит народ.
Царским империем да будут облечены двое и да называются они — от слов “идти впере­ди” (praeire), “судить” (iudicare), “советовать” (consulere) — преторами, судьями, кон­сулами. В походе да обладают они высшими правами и да не подчиняются они никому. Высшим законом да будет для них благо народа"
(книга третья, 3, 8)

«О законах»

Трактат создавался в 50 годы до н. э. в продолжении сочинения «О государстве». В отличие от второго «О законах» окончен не был, представляет собой диалог трех интеллектуалов — самого Цицерона, его младшего брата Квинта Туллия и Тита Помпония Аттика (109—32), близкого друга Цицерона, богатого римского всадника. Аттик интере­совался литературой и искусством и устроил у себя «издательство»: многочисленные рабы переписывали и размножали (на продажу) сочинения античных авторов, в том числе и произведения Цицерона. До современности дошло три «книги» трактата, но некоторые исследователи (ссылаясь на сообщение римского писателя, филолога, философа Макробия) предполагают, что все произведение, по аналогии с трактатом «О государстве», состояло из шести книг. Наиболее обработанной и законченной представляется хорошо сохранившаяся к нашему времени первая книга диалога; во второй и третьей книгах многое производит впечатление первоначальных набросков. Первая книга трактата содержит рассуждение об естественном праве, вторая — о «праве божественном» (ius sacrum), третья — о магистратах. Считается так же, что трактат «О законах» Цицерон составлял под влиянием сочинения «Законы» греческого философа Платона (428/427 или 424/423–348/347 до н. э.)

"Марк. — Итак, я буду, как и предполагал, следовать мыслям мужа, вдохновленного богами, которого я, глубоко перед ним преклоняясь, прославляю, пожалуй, чаще, чем следовало бы.
Аттик. — Ты, повидимому, говоришь о Платоне.
Марк. — Именно о нем, Аттик!"
книга 1, 1, 1)

«Отец либерализма» английский философ Джон Локк (29 августа 1632-28 октября 1704) фразу «Salus populi suprema lex esto» использовал в качестве эпиграфа к своему произведению «Два трактата о правлении» (1689), заложившему основу идеи гражданского общества

Ту же мысль озвучил в посвящённом проблемам государства сочинении «Левиафан» английский государственный деятель и философ Томас Гоббс (5 апреля 1588-4 декабря 1679):

"Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед Богом, творцом этого закона, и ни перед кем другим. Но под обеспечением безопасности подразумевается не одно лишь обеспечение безопасности голого существования, но также обеспечение за всяким человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства" (XXX глава «Об обязанностях суверена»)

Применение выражения «Salus populi suprema lex esto» в литературе

«Петроград рассуждает по нормам обычного, благополучного времени. А народ ― по нормам salus populi suprema lex, чувствуя, что Россия находится не в момент «благополучия», а в момент крайней «национальной опасности» (Л. А. Тихомиров «Дневник»)
«Моральные права личности ― это те самые священные и неотчуждаемые права человека, которые некогда были общественно-моральным лозунгом времени и которые теперь, с господством позитивистически-утилитарных моральных воззрений, с их единственным принципом «salus populi suprema lex», стали «забытыми словами» (С. Л. Франк «Фридрих Ницше и этика любви к дальнему»)
«Считалось, что этого достаточно для отставки министра. Злые языки прибавляли, что анархия есть только повод для нашего владыки осуществить свою заветную мечту: посадить кадета Кишкина на место министра внутренних дел. Ну что ж! Salus populi suprema lex!..» (Н. Н. Суханов «Записки о революции»)

Ещё статьи

  • Citius, altius, fortius (быстрее, выше, сильнее)
  • Per aspera ad astra
    (через тернии к звёздам)
  • Sine ira et studio (без гнева и пристрастия)
  • Sub specie aeternitatis (с точки зрения вечности)