История Полишинеля
Кукольный театр, или театр марионеток, известен со времен античности. В Европе эпохи Возрождения кукольные мистерии, посвященные жизни и деятельности святых католической церкви, постепенно проникли и в область светской жизни. Впервые Полишинель появился на сцене кукольного театра в Неаполе. Имя «Pulcinella» было ему дано за пискливый «цыплячий» голос, оставшийся его неизменной приметой при переходе во все концы земного шара. Двугорбая фигура Полишинеля в сопровождении доктора, скряги, иногда ученого, жены, сварливой и вздорной женщины, и, наконец, черта, обошла всю Европу и в XVI—XVIII веках стала любимым типом народного остряка и весельчака. Скандалы папского двора, деспотизм мелких светских правителей — все служило предметом злых насмешек и язвительных пародий в неуловимом кукольном театре, представления которого ускользали от цензуры, от бдительности папских жандармов, от внимательного ока сначала королевских властей Франции, а затем революционных, которых осуждал за крайностей террора. Вследствие этого содержатели и показыватели Полишинеля, «за их аристократизм», были казнены. Во время директории, консульства и империи кукольный театр оправился, но никогда уже не играл такой роли, как раньше, служа почти исключительно забавой детей.
Национальные «братья» Полишинеля
- Кассандрино, Меопатакко — Италия
- Кристоваль Пуличинелло (Cristoval Pulicinello) — Испания
- Петрушка — Россия
- Панч — Англия
- Hanswurst — Германия
- Kasperle и Kašparek — Чехия, Австрия
- Карагез — Турция
Использование выражения «секрет Полишинеля» в литературе
-
— «Впрочем, в данном случае и не было особой необходимости таиться. Подумаешь, секрет Полишинеля. Лизавета не раз выслушивала пренебрежительные отзывы рубоповцев относительно методов работы «бандиков» (Елизавета Козырева «Дамская охота»)
— «Полноте, млсдарь… Это секрет полишинеля. Несмотря на то, что Игорь Александрович пришел просить об одолжении, не говорить гадости он не мог» (Владимир Корнилов «Демобилизация»)
— «И как всегда в таких случаях выплыл секрет Полишинеля: в Румянцевском музее инкогнито реставрирует какие-то картины поляк» (А. Н. Бенуа «Дневник»)
— «Впрочем ― это секрет полишинеля, ― речные пароходы не выдержали бы ни одного, выстрела, с них произведенного…» (Сергей Буданцев. «Мятеж»)
— «С первым дуновением весны, как пишут в хороших романах, мы переходим в наступление, ― тихо и таинственно заговорил Лоссовский. ― Это, конечно, секрет полишинеля. Об этом говорят все жиды местечка Рафаловки и пишут немецкие и русские военные обозреватели» (П. Н. Краснов «От Двуглавого Орла к красному знамени»)