Семь свободных искусств
- Грамматика
- Риторика
- Диалектика
- Геометрия
- Арифметика
- Астрономия
- Музыка
«Начальные школы, в которых велось обучение чтению, письму и арифметике, существовали даже в деревнях… Грамматический изучаемый материал обычно ограничивался Вергилием, Теренцием, Саллюстием, Цицероном, Гомером, Фукидидом, Демосфеном, выборочными речами знаменитых ораторов. Процесс Усвоения состоял из заучивания наизусть выбранных текстов, их тщательного анализа, умения комментировать приведённые в них мифологические, исторические и географические факты
На следующем этапе мальчики или юноши посещали лекции профессоров риторики. Там обучение строилось на отработке техники красноречия, изучались речи древних ораторов. Ученики начинали писать сочинения и собственные речи на задаваемые темы. Темы были разными: панегирические, жалобные, политические и судебные. И заимствовались они из мифологии или древней истории. Например: «Менелай обращается к троянцам, с требованием вернуть Елену»…
Это был нормативный курс для хорошо воспитанного и порядочного молодого человека. Те же, кто стремился повысить свой образовательный уровень или выучиться определенной профессии, обычно уезжали в Рим, Александрию, Константинополь, Афины, Бейрут, Бордо, Милан, Карфаген или Антиохию, в которых существовали известные школы по более глубокому изучению философии, медицины, юриспруденции, математики» (Джонс «Гибель античного мира»)
«Средневековье … стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию» — писали К. Маркс и Ф. Энгельс. Между тем без базовых знаний, умений, наук, даже в мире раннего средневековья управлять примитивным хозяйством и безграмотным населением варварских государств, которое возникли в Западной Европе на месте рухнувшей Римской империи, было невозможно.
«Около 430 года латинский писатель Мартиан Капелла (360-428) в девяти книгах своей работы «О браке Филологии и Меркурия» дал обзор «семи свободным искусствам». В VI веке римляне теолог, философ Боэций (480 — май 524) и писатель и историк Кассиодор (485 — 580) разбили их на две группы: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). В таком виде этот круг знаний вошел во все средневековые учебники и энциклопедии и оставался до XV — XVI веков основой высшего образования» («История средних веков» под редакцией Удальцова, Косминского, Вайнштейна)
— Грамматика заключалась в чтении некоторых классических авторов с комментариями
— Риторика обучала искусству красноречиво говорить и писать
— Диалектика учила делать правильные выводы из данных посылок
— Арифметика имела ввиду умение считать
— Астрономия — «наука о движении небесных светил», была необходима для установления календаря подвижных праздников.
— Геометрия включала в себя элементарные понятия о фигурах, нужные для «возведения храмов, а также отрывочные данные по географии и космографии
— Музыка сводилась к уменью петь церковные псалмы и сочинять богослужебные песни
Средневековые университеты
С XI — XII веков «семь свободных искусств» стали основой обучения в университетах, необходимость в которых возникла в связи с ростом городов и развитием товарно-денежных отношений. Предметы тривиума и квадриума проходили на подготовительном факультете, так называемом артистическом (fakultas artium)
Закончившие артистический факультет могли поступить на какой-нибудь старший факультет: богословский, медицинский, юридический, на котором изучали и гражданское (римское) право, и каноническое (церковное). Наиболее крупные университеты славились преподаванием какой-то одной дисциплины: Болонский университет был центром изучения юридических наук, школа в Салерно — медицины, Париж — богословия, Орлеан — латинских авторов
Студент прошедший некоторую часть курса, мог сдать экзамены на степень бакалавра. Закончивший весь курс держал экзамен на степень лиценциата и получал право преподавания. Следующая степень была магистр, и самая высокая — доктор
Использование выражения в литературе
-
— «Если не говорить о склонности прелата к чревоугодию, к чаше золотистого вина и к некоторым другим греховным удовольствиям, вроде чтения латинских поэтов.., то это был вполне достойный клирик, изучивший в молодости не только теологию, но и семь свободных искусств» (А. П. Ладинский. «Анна Ярославна ― королева Франции»)
— «Артистический составлял преддверие к высшим и на нём изучались семь свободных искусств, делившихся на trivium (грамматика, диалектика, риторика) и quadrivium (геометрия, арифметика, астрономия, музыка)» (В. Я. Брюсов «Огненный ангел»)
— «Гуманисты не откажутся признавать Данте великим поэтом, но средневековую манеру осудят и проклянут почитаемые «божественным певцом» семь свободных искусств» (А. К. Дживелегов «Начало итальянского Возрождения»)
— «В университете Амброджо изучал семь свободных искусств. Постигнув предметы тривиума (грамматика, диалектика, риторика), он перешел к квадривиуму, включавшему в себя арифметику, геометрию, музыку и астрономию» (Евгений Водолазкин «Лавр»)