Английский аналог выражения "сесть на своего конька" to ride a hobby-horse - кататься на любимом коньке, оседлать хобби (хобби - популярная когда-то кличка маленьких коней или пони)
Фразеологизм пришел в русский язык в начале XIX века после того, как был переведен со французского на русский роман Лоренса Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена» (1759), в котором все его герои имеют свой «конек» (hobby): "Отец...никогда не употреблял слова "страсть", постоянно заменяя его словом "осел". Здесь я должен обратить ваше внимание на разницу между ослом моего отца и моим коньком; ...мой конек — это резвая лошадка, уносящая нас прочь от действительности — причуда, бабочка, картина, вздор — словом, все, на что мы стараемся сесть верхом, чтобы ускакать от житейских забот и неурядиц. — Он полезнейшее в мире животное — и я положительно не вижу, как люди могли бы без него обходиться"
Синонимы выражения «сесть на своего конька»
- Сесть на уши
- Чесать языком
- Точить лясы
- Разглагольствовать
Применение словосочетания в литературе
-
— «Ключик сел на своего конька и, сыпля мифологическими метафорами, совсем обескуражил молодого человека, который застенчиво улыбался» (В. Катаев «Алмазный мой венец»)
— «Щипков между тем симпатичным ласковым голосом рассказывал об успехах МО: о конференциях и семинарах, об агитбригадах, о шефских поездках на стройки коммунизма и т. д. Затем он как-то непринужденно сел на своего конька, то есть на омоложение творческого состава МО» (Василий Аксенов «Таинственная страсть»)
— «В спектакле «Моя Одесса» я сел на своего конька! Интонация, персонажи ― все очень знакомое, родное. Я купался в одесском юморе, и публика это оценила. Я долго играл этот спектакль, ибо этот юмор ― вечный!» (Роман Карцев «Малой, Сухой и Писатель»)
— «Василий Львович сел на своего конька и стал доказывать преимущество французской словесности, а чтоб уязвить Алексея, читал по общей просьбе свое обращение к нижегородцам» (А. К. Виноградов «Повесть о братьях Тургеневых»)
— «Михаил Петрович Аврамов не вытерпел, сел на своего конька и пустился доказывать, что боги существуют, и что мнимые боги суть подлинные бесы» (Д. С. Мережковский. «Петр и Алексей»)