Первые упоминания о сказочном животном появились в древнеиндийских сказаниях, его описывали как очень сильное сказочное животное, обладающее священным статусом наравне с богами древнеиндийского пантеона. Затем мифы о нем распространились в Китай, Египет и другие страны. В Древней Греции, а за ней и во всей Европе сначала было распространено мнение, что это реальное животное, даже Аристотель описал его как один из видов парнокопытных животных.
В разных странах символ единорога имел и разную сущность. В Китае он олицетворял творческий потенциал и единство двух противоположностей — женской и мужской. Встретить его означало добрую весть, приход к власти хорошего императора или рождение выдающегося мудреца.
В Персии, Индии и Тибете он был символом очищения и мудрости, духовного богатства и пробужденного сознания.
В Европе расцвет культа единорога пришелся на Средние Века. Средневековый образ единорога складывается из трех составляющих — представлением его в христианстве, рыцарском символизме и его символом в алхимии.
В алхимии его символ значил духовную эволюцию, рог описывается как символ проникновения духа в материю, символ силы волшебников и магов.
В христианстве же это был символ духовной власти, божественного единства и благородства, ассоциировался с самим Христом.
Рыцарский символизм представляет единорога как образ духовной любви, олицетворяет чистоту чувств, романтическую любовь к даме сердца рыцарем, посредством которой он становится смелым и непобедимым.
В современной массовой культуре символ единорога трактуется ближе всего к европейскому средневековому. Он олицетворяет и волшебство, белую магию, чистоту и непорочность дел и чувств.