А

  • Абордаж — свалка или сцепка судов борт о борт для рукопашного боя. Тактический прием времен парусного флота
  • Авангард — корабли, выдвинутые от главных сил в сторону противника
  • Аванпорт — часть водного пространства порта или гавани, предназначенная для стоянки судов, ожидающих очереди входа в самый порт для погрузки или разгрузки у причальной линии средствами порта. При большом скоплении судов в порту погрузка и разгрузка их производится и в аванпорте при помощи лихтеров, шаланд, и других плавучих средств
  • Авария — значительное повреждение самого корабля или его боевых или технических средств
  • Авизо — судно при эскадре, предназначенное для посыльной и разведывательной службы
  • Аврал — работа на корабле, в которой принимает участие одновременно весь личный состав или его значительная часть
  • Адмирал — лицо высшего начальствующего состава флота. В России адмиральских чинов было три: адмирал, вице-адмирал и контр-адмирал. В большинстве других государств число адмиральских чинов такое же. Но в Англии их четыре, во Франции два
  • Адмиральский флаг — флаг, поднимаемый на мачте корабля, на котором находится адмирал
  • Амбразура — отверстие в башне или в орудийном щите для выхода дульной части орудия наружу
  • Английский канал — пролив Ла-Манш
  • Анкерок — бочонок в одно, два, три ведра и больше, употребляется для вина, уксуса и пр., а так же для водяного балласта на шлюпках
  • Антипассаты — постоянные воздушные течения в высоких слоях атмосферы в тропических широтах, движущиеся поверх пассатов в противоположном направлении
  • Армада — в переводе с испанского: флоты, эскадры. Слово получило известность со времен обозначения им экспедиции короля Филиппа Второго в Англию в 1588 году, названой Непобедимой армадой. Экспедиция закончилась полным разгромом испанцев. В современном значении армада стала нарицательным именем — так называют теперь всякую плохо организованную и салбо обученную эскадру (соединение, флот)
  • Архипелаг — район моря, заключающий в себе множество островов
  • Арьенгард — корабли, прикрывающие флот или эскадру сзади во время походного движения
  • Атолл — плоский низменный коралловый остров кольцеобразной формы, внутри которого находится мелководное озеро, называемое лагуной. Лагуна сообщается с океаном одним или несколькими проливами
  • Ахтерлюк — погреб на судне для хранения мокрой провизии, а так же вина и уксусу
  • Ахтерштаг — стальной трос, удерживающий мачту с кормы яхты
  • Ахтерштевень — вертикальный брус, образующий кормовую оконечность киля судна. К ахтерштевню подвешивается руль

Б

  • Бак — носовая часть палубы от форштевня до фок-мачты
  • Бакен — плавающий знак, указывающий мели, затонувшие суда и т. п.
  • Бакштаг — 1. курс судна, образующий с направлением попутного ветра угол более 90 градусов и меньше 180 градусов.
    2. стасть, поддерживающая мачту в стороны и назад к корме
  • Балл — число, обозначающее силу ветра или волны по какой-нибудь шкале. По принятой у нас шкале Бофорта сила ветра обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураганный ветер), а волны — огт 0 до 9
  • Банка — 1. скамья на шлюпке 2. мель в море среди глубоководья
  • Балкер — судно, перевозящее насыпные грузы (руду, зерно…)
  • Балласт — тяжесть, помещаемая на дне судна или в его незаполненных танках, для придания судну необходимой остойчивости
  • Баллер — вал для вращения пера руля
  • Банник — цилиндрическая меховая щётка на длинном древке, которой тушили остатки тлеющего картуза и прочищали — банили — пушку
  • Бар — поперечная песчаная подводная мель, намываемая рекой при её впадении в море
  • Барк — трёх-четырехмачтновый парусный корабль с сухой кормовой мачтой, тоесть вооруженной только косыми парусами. Остальные мачты несут прямые паруса
  • Баркентина — иначе, шхуна-барк, морское парусное судно с тремя и более мачтами, несущее на фок-мачте прямые паруса, на остальных косые
  • Баррель — мера объема и емкости, применяемая только в США и Англии. В США различают баррель сыпучих тел, содержащий 119,24 л, и нефтяной б., равный 158,76 л.
  • Баркас — самая большая шлюпка, имеющая от 14 до 22 весел и парусное вооружение, служила для перевозки большого числа членов команды, тяжелых вооружений и высадки десанта
  • Баталер — начальник интендантской части
  • Батарейная палуба — следующая из палуб, идущих ниже верхней, на ней устанавливается средняя артиллерия. Беседка для патронов служит для подачи патронов из патронных погребов к пушкам. В патронных погребах снаряды и патроны, хранящиеся в подвешенными на рельсах и особых металлических беседках, покатываются к элеватору, поднимаются в нем вместе с беседкой в орудийную башню или могут быть подвезены к любой пушке батареи
  • Бить склянку — бить в судовой колокол положенное число склянок
  • Бейдевинд — курс парусного судна, образующий с направление встречного ветра угол меньше 90 градусов
  • Бензель — перевязка, соединение двух тросов более тонким концом. Различают несколько видов бензелей
  • Бермудское вооружение — яхта, несущая только треугольные паруса. Заимствовано у жителей бермудских островов
  • Бизань — нижний, косой парус, ставившийся на бизань-мачте
  • Бизань-мачта — задняя мачта у судов, имеющих три и более мачты, обычно самая маленькая. Исключение — двухмачтовые(иногда называемые полуторамачтовыми) суда с вооружение иола или кэча, у которых кормовая мачта называется бизань-мачта
  • Бимс — брусья или стальные балки, положенные поперек корабля на концы шпагоутов и служащие основанием палубы
  • Битенг — стойка на корабле, предназначенная для швартовки
  • Блинд — парус под бушпритом
  • Боевая рубка — надежно бронированное помещение, где сосредоточено во время боя всё управление кораблем
  • Боканцы — приспособления для подвески шлюпок
  • Бом — слово, прибавляемое ко всем парусам, снастям, рангоутным деревьям и такелажу, принадлежащим к бом-брам-стеньге
  • Бом-брам-рей — четвертый с низу рей на мачте
  • Бом-кливер — (летучий кливер) третий от мачты треугольный парус, галсовый угол (нижний передний угол) которого крепится на утлегарь
  • Бомбовый погреб — помещение на судне для хранения снарядов
  • Бом-брамсель — самый верхний парус на грот- или фок-мачте
  • Бом-брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх брам-стеньге
  • Бон — плавучее заграждение из бревен, бочек или железных ящиков, связанных между собой цепями или тросом; служит для защиты места стоянки флота от нападения неприятельских миноносцев, подводных лодок и быстроходных катеров
  • Борей — в древнегреческой мифологии божество, олицетворяющее северный ветер
  • Боцман — старший унтер-офицер, ведающий судовыми работами
  • Боцманмат — помощник боцмана
  • Бочка — стоящий на якоре в гавани или на рейде металлический герметично закрытый поплавок, к которому ставятся суда
  • Брамсель — прямой парус, поднимаемый на брам-стеньге над марселем
  • Брам-стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжением вверх стеньги
  • Брандеры — старые, отслужившие свой век суда, которые наполняли горючим материалом и пускали с наветренной стороны на неприятельские суда
  • Брандвахта — судно на рейде или в гавани, наблюдающее за входящими судами
  • Брасопить рей — поворачивать его в горизонтальной плоскости и помощью брасов
  • Брасы — снасти бегучего такелажа, прикрепленные к нокам реев и служащие для поворота их вместе с парусами в горизонтальной плоскости
  • Брать рифы — убавлять площадь парусов
  • Брашпиль — якорная машина с горизонтальным валом для подъема якорей
  • Брейд-вымпел — вид морского флага
  • Брейд-вымпел — широкий вымпел, поднимался на судах в знак присутствия лиц императорской фамилии, морского министра, главного командира порта или начальника отряда судов, не имеющего адмиральского чина
  • Бриг — двухмачтовое парусное судно с прямыми парусами, вооруженное 16-28 пушками
  • Бригантина — быстроходное двухмачтовое судно, несущее на фок-мачте прямые, а на грот-мачте косые паруса
  • Бриз — ветер, дующий вследствие неравномерного нагревания моря и суши днем с моря, вечером в море
  • Броненосец — корабль, защищенный толстой бортовой и палубной бронею, вооруженный мощной артиллерией и несколькими минными (торпедными) аппаратами
  • Броня — стальные плиты особой выделки, которые прикреплялись к бортам броненосца для защиты от снарядов
  • Брюк — толстый трос, которым пушку крепили к боковым стенкам пушечных портов
  • Бугель — металлическая оковка, надетая на некоторые рангоутные деревья для их крепления. или служащая для крепления к ним частей такелажа
  • Буй — плавучий знак в виде цилиндрического поплавка с ажурной надслойкой, устанавливаемый на якоре для ограждения опасных для судоходства мест
  • Буксир — трос при помощи которого буксируют судно; пароход, служащий для буксировки судов
  • Бульб — утолщение в подводной части носа судна, способствующее лучшему обтеканию корпуса водой
  • Буруны — волны с пенистыми гребнями над подводными камнями
  • Бушприт — горизонтальное или наклонное рангоутное дерево, выдающееся с носа судна. Служит для выноса поддерживающих мачту и стеньги штагов и крепления носовыхтреугольных парусов — стакселей и кливеров
  • Бухта троса или снасти — трос или снасть, свернутые кругами; небольшой залив

В

  • Ванты — части стоячего такелажа, котрыми укрепляют мачты, стеньги и брам-стеньги
  • Вант-путенс — скоба или пластина с отверстиями на мачте для крепления вант
  • Ватервейс — один из элементов устройства палубы
  • Ватерлиния — кривая, получаемая при пересечении поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью, соответствующей уровню воды
  • Ватерштаг — снасть стоячего такелажа
  • Вахта — происходит от немецкого слова «wachen» — стоять на страже, особый вид дежурства на судне, для несения которого выделяется часть личного состава. Вахтами также называются определенные промежутки времени суток, в течение которых несется эта служба одной сменой.В этом смысле сутки на кораблях делятся на пять вахт: с полудня до 18 часов, с 18 часов до 24-х, с 0 часов до 4 часов утра, с 4 утра до 8 часов утра, с 8 утра до 12 часов дня. Люди, сменившиеся с вахты, называются подвахтенными
  • Вахтенный журнал — шнуровая книга, в которую заносятся все события из жизни корабля и лиц на нем плавающих случаи сношений с другими кораблями и вообще все обстоятельства плавания: курс направление и сила ветра ход крен температура воды и воздуха состояние погоды моря и неба число оборотов машины и т. д. Журнал подписывается вахтеным начальником
  • Вахтенный начальник — офицер правящий вахтой ему подчинена вся вахтеная команда. Вахтенный начальник за все время своей вахты отвечает за безопасность корабля за содержание его в постоянной исправности за соблюдение порядка за исполнение всех приказаний командира и старшего офицера (помощника командира судна)
  • Вельбот — легкая пяти-шестимесячная распашная шлюпка; смотря по томудля какой цели он служит получает название адмиральского капитанского или спасательного вельбота
  • Верп — вспомогательный судовой якорь весом около 1/3 станового. Применяется в различных случаях: в помощь становым якорям при шторме, завозится на шлюпке при стягивании судна с мели и т. п.
  • Верповать — двигать корабль, завозя на шлюпке якорь (верп) и подтягивая корабль к этому якорю
  • Вертлюг — устройство для соединения гика с мачтой
  • Верфь — место постройки судов на берегу моря озера или реки
  • Верхняя палуба — верхний помост или пол на корабле носовая часть её называется баком затем следует шкафут потом — шканцы и наконец самая кормовая часть верхней палубы называется ютом
  • Вест — запад
  • Вестовой — деньщик на кораблях царского флота
  • Ветер заходит — становится круче, заходит — становится попутнее
  • Винград — выступающая часть на казне орудия
  • Взять на гитовы — убрать паруса
  • Взять шпиль на пал — затормозить шпиль
  • Водоизмещение — объем воды вытесняемой судном. Вес этого объема равен весу судна
  • Волнолом — искусственная каменная стена, защищающая рейд от идущих со стороны моря волн
  • «Воронье гнездо» — площадка на мачте или прикрепленная к ней бочка, служащие наблюдательным пунктом
  • Ворса — куски пенькового трса, распущенные на пряди и каболки
  • Выбирать — тянуть, подтягивать
  • Выбленки — ступени вант
  • Вымбовка — деревянный рычаг, служащий для вращения шпиля
  • Вымпел — длинный узкий флаг ас косицами, поднимаемый на борм-стеньге, поднимается на кораблях с начала кампании и спускается с её окончанием

Г

  • Габара — небольшое средневековое парусное судно
  • Гавань — часть рейда, огражденная естественно или искусствено от ветра и волнения и представляющая собой удобную стоянку для судов
  • Гак — железный или стальной крюк
  • Гакаборт — верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна
  • Гакабортный огонь — белый огонь, который держат на гакаборте
  • Галера — тип военного гребного судна, появившийся в Средиземном море около седьмого века до н. э. Имела один ряд весел, форштевень ее был вооружен длинным подводным тараном. Кульминационным моментом в истории «современной» галеры является сражение при Лепанто 7 октября 1571 года между флотами Испании и Венеции с одной стороны и Турции с другой, когда 200 испанских и венецианских галер под предводительством Хуана австрийского победили 273 турецкие галеры, навсегда избавив Средиземное море от турецкого владычества
  • Галеас — большое, до 80 метров в длину, военное или торговое парусно-весельное судно. напоминающее галеру
  • Галерники — каторжане, отбывающие свое наказание в старые времена на галерах (гребных) судах; работали на веслах, галерников иногда приковывали к своим местам
  • Галеон — большое морское судно, имевшее четыре больших и одну мощную наклонную мачту. Огромные, неуклюжие, тихоходные галеоны перевозившие сокровища Нового света в Испанию, были лакомой добычей для англичан со времен Фрэнсиса Дрейка и Томаса Кавендиша
  • Галиот — небольшое парусное судно грузоподъемностью до 100 тонн. Носит две мачты и косые паруса
  • Галс — курс судна относительно ветра. Если ветер дует в левый борт, судно идет левым галсом, если в правый — правым
  • Галфвинд — курс корабля
  • Гальванер — специалист, назначенный для обслуживания артеллерийской электротехники
  • Гальюн — отхожее место на корабле
  • Гандшпуг — рычаг для подъема тяжестей
  • Гардель — приспособление для подъёма парусов
  • Гардемарин — выпускник морского кадетского корпуса в русском флоте
  • Гафель — наклонное рангоутное дерево, одним концом упирающее ся в мачту сзади, на другом конце на ходу поднимается кормовой флаг. Нижний парус гафеля (пятка) удерживается у мачты усами (в виде ухвата). поднимается и опускается при помощи снастей бегучего такелажа — гафель-гардели, укрепленной за пятку, и дирик-фала, укрепленного за нок (верхний конец гафеля)
  • Гафельное вооружение — вид парусного вооружения, когда паруса прикреплены к гафелю
  • Геллеспонт — древнегреческое название Дарданелл
  • Генуэзский стаксель — треугольный парус в носовой части судна
  • Гик — рангоутное дерево, подвижно скрепленное при помощи усов или вертлюга с мачтой. Служит для растягивания нижней шкоторины (кромки) паруса, верхняя шкоторина которого пришнурована к гафелю (если парус в данном случае трапецевидный)
  • Гирокомпас — электромеханический компас, свободный от влияния имеющегося на судне железа
  • Гитовы — снасти бегучего такелажа, служащие для уборки парусов
  • Гичка — командирская шлюпка
  • Главная палуба — третья снизу палуба на больших судах
  • Голый Ганс — уйти к голому Гансу — утонуть — жаргонное выражение в германском флоте
  • Горбыли — толстые широкие железные полосы, которыми покрывают цапфы орудий, чтобы последние не выскакивали при выстреле из цапфенных гнезд
  • Гордень — снасть, проходящая через один одношкивный блок
  • Горловина — круглое или овальное отверстие, служащее для достпа в трюмы, цистерны, и т. п. Закрывается водонепроницаемой крышкой
  • Градшток — старинный прибор для определения углоа между горизонтом и светилами. Похож на маленькую мачту с реями. назывался ещё «посох Иакова»
  • Грот — 1. нижний прямой парус на грот-мачте 2. составная часть названий парусов, рангоута и такелажа, расположенных выше марса грот-мачты
  • Грот-гик — горизонтально прикрепленный к низу грот-мачты подвижный деревяный брус к которому крепится нижняя часть косого паруса
  • Грота — составная часть названий всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих грот-мачте ниже марса
  • Грот-мачта — вторая мачта корабля, считая с носа
  • Грота-рей — самый нижний рей на грот-мачте
  • Грот-стаксель — треугольный парус, который на крупных судах ставится на грот-мачту
  • Гукор — двух-трехмачтовое судно 16-17 веков, использовалаось как военный транспорт
  • Гюйс — особый флаг, который поднимается на носу военного корабля 1-го и 2-го ранга, стоящего на якоре.

Д

  • Дальномер — прибор для измерения расстояния
  • Двойное дно — (или внутреннее). Делается почти на всех военных корабляхи на больших коммерческих пароходах. Служит для предохранения от последствий днищевых пробоин, а так же с целью увеличить крепость корпуса. Пространство междувнутренним дном и наружным называется междудонным и подразделяется непроницаемыми продольными и поперечными перегородками на отсеки, которые остаются порожними или используютсядля хранения пресной воды, нефти и т. п.
  • Девиация — отклонение компаса , происходящее от влияния на него корабельного железа
  • Дейдвуд — промежуток между килем и обшивкой корпуса в корме и носу. Через кормовой дейдвуд проходит труба для вала винта
  • Деррик — грузоподёмный кран с поворотной стрелой
  • Деррик-фал — снасть бегучего такелажа при гафеле
  • Десант — высадка военных частей или морского отряда на берег для военных действий на побережье
  • Джонка — китайское судно
  • Диспозиция — план расположения кораблей для стоянки на рейде
  • Дифферент — разность углубления носа и кормы
  • Док — бассейн, который может быть осушен. В него вводятся суда для починки. Бывают и плавучие доки.
  • Дори — распростаненный в Англии тип маленького парусника
  • Дрейф — отклонение движущегося корабля от намеченого путипод влиянием ветра, течения, сильной волны и напора льдов
  • Лечь в дрейф — расположить паруса таким образом, чтобы от действия ветра на один парус судно шло вперед, а от действия его на другой — пятилось назад. Из-за чего судно держится на месте
  • Дробь-атака — сигнал, который играли на горне и барабане для приготовления корабля к отражению атаки миноносцев
  • Дробь-тревога — сигнал, который играли перед учением по боевому расписанию
  • Дудка — свисток, которым подаются с вахты сигналы. Дать дудку — передать по кораблю распоряжение вахтенного начальника, предварив его сигналом на судне. Было присвоено боцманам и стревым унтер-офицерам
  • Дульная пробка — устройство, предохраняющее канал орудия от попадания брызг, пыли т. п.
  • Дэннаж — груз
  • Дюконг — туземная рыбачья лодка

Е

  • Ендова — медная посуда с носиком, в ендове выносили водку наверх для раздачи команде
  • Есть — слово, заменяющее на флотеответы: хорошо, слушаю, понял

Ж

  • Жвака-галс — кусок цепи той же толщины, что и якорный канат, крепится за обух, вделанный в корпус корабля скобою, называемой жвакогалсовой
  • Журнал вахтенный, судовой — книгадля регулярной записи всех событий, происходящих на судне и вне его, но имеющих к нему отношение

З

  • Заблокировать — прекратить морские сообщения противникаили изолтровать его морские силы в какой-либо базе морского театра
  • Задраить — плотно закрыть
  • Зарифлять — брать рифы, то есть уменьшать площадь паруса, подвязывая риф-шкоты
  • Зашанхаить — похитить человека. Происходитот названия города Шанхай в Китае, в портовых трущобах которого похищение людей особенно процветало
  • Зюйд — юг
  • Зюйд-вест — юго-запад
  • Загребной — гребец, сидящий на шлюпке первым от кормы; по нему равняются все остальные
  • Запальное отверстие — находится в казённой части пушки, через него зажигают порох при стрельбе
  • Зарифить — уменьшить площадь парусов с помощью завязок (риф-сезней), расположенных рядами на парусах
  • Зыбь — волнение, вызываемое отдаленным штормом
  • Зюйдвестка — куртка от дождя и ветра

И

  • Иллюминатор — круглое окошко с толстым стеклом на корабле
  • Индикаторная площадка — площадка между верхними частяи паровых цилиндров главной машины
  • Иол — небольшое парусное двухмачтовое судно с косыми парусами. Иол и похожий на него кэч — единственные суда, у которых первая от носа мачта более высокая и называется грот-мачтой, а вторая маленькая называется бизань-мачтой или иногда джиггер-мачтой. По сравнению с одномачтовыми судами, например со шлюпами, иолы при некоторых условиях устойчивее на курсе при попутных ветрах и более послушны в управлении

К

  • Каболка — пеньковая нить, Из каболки вьются пряди, из прядей — тросы
  • Кабестан — лебедка для поднятия якоря
  • Каземат — бронированное помещение в борту, в нем ставят пушки среднего размера
  • Кабаляринг — строп, сделанный из троса. Обносится (наматывается) на шписль и к полученому таким образом бесконечному тросу присезневывают якорный канат, не обнося его на шпиль
  • Кабельтов — морская мера длины, равная 185,2 метров
  • Каботажное судно — судно, осуществляющее перевозки вдоль берега
  • Казенная часть, казна — задняя часть пушки. Орудие по наружной своей поверхности делится на две части: дульную — от переднего среза орудия до цапф; и казенную часть — от цапф до заднего среза. Цапфами называют приливы с боков орудия, которыми оно кладется на станок
  • Казенник — задняя часть орудия, навинченная на кожух орудия
  • Калибр — диаметр канала орудия
  • Камбуз — место для приготовления пищи на судне
  • Канат — 1. якорная цепь 2. трос более тринадцати дюймовв обхвате
  • Канонерка, или канонерская лодка — корабль небольшого размера для действия у берегов и в реках, имеющий артиллерию среднего калибра
  • Каноэ — индейская лодка, легкое спортивное судно с одним веслом
  • Капитан 1 -го ранга — и капитан 2-го ранга — чины старшего командного состава флота, следующие за ними чины — адмиральские
  • Капрал — в русском флоте — кличка унтер-офицера
  • Каравелла — трех- четырехмачтовое морское парусное судно(XIV — XVI веков), приемущественно португальское и испанское
  • Карленгс — одна из балок в конструкции корабля
  • Капер — частное лицо, получившее от правительства патент на право вооружить судно и захватывать вражеские корабли и товары; капером называли и сам корабль, и его капитана
  • Каракка — трехмачтовое судно 15-17 столетий, применявшееся для военных и торговых целей
  • Карронада — артиллерийское орудие
  • Картель — соглашение об обмене пленными
  • Картуз — мешок с зарядом пороха для пушки
  • Катер — десяти-шестнадцати-весельная шлюпка легкой постройки
  • Катер минный — небольшое паровое судно, вооруженное торпедным аппаратом. Прообраз миноносцев
  • Катер паровой — небольшое паровое судно, поднимаемое на борт военных кораблей
  • Кают-компания — общая каюта, где собираются офицеры
  • Каюта — жилое помещение на судне для офицеров и пассажиров
  • Каяк — одноместная лодка с двухлопастным веслом у народов севера
  • Квадрант — навигационный прибор для измерения высоты небесных тел
  • Кварта — мера объёма жидкости
  • Квартердек — кормовой участок верхней палубы судна, приподнятый уступом. На старинных судах на квартердеке были сосредоточены средства управления кораблем
  • Квартирмейстер — первое унтер-офицерское звание
  • Кеч (кэч) — двухмачтовое судно. Передняя мачта (грот-мачта) высокая, вторая значительно меньше (бизань-мачта) и распологается впереди головки руля и рулевого. Этим кеч отличается от иола
  • Кильсон — продольная связь на судне, скрепляющая шпангоуты и скилем и обеспечиваюая продольную прочность судна
  • Кингстон — всякий клапан, служит для доступа забортной воды внутрь корабля
  • Клиннкет — задвижной клапан, служитдляпрепускания воды в трюме от одного отделения в другое
  • Киль — основная подводная. продольная часть корабля, идущая в диаметральной плоскости от носа до кормы
  • Кильблоки — подпоры, на которых устанавливаются в доке или на суше корабли
  • Кильватер, Кильватерный строй — строй, когда корабли идут один за другим
  • Кливер — один из передних косых парусов, ставился впереди фок-мачты
  • Клипер — трех- четырех мачтовое парусное торговое быстроходное судно или трехмачтовое парусно-паровое военное судно, существовавшее до конца ХIX века
  • Клотик — кружок со шкивами на верхушке мачты или флагштока
  • Клюз — сквозное отверстие, служащее для пропускания трсов и якорных канатов
  • Клюз-сак — железная крышка, задраивающая клюз, чтобы при сильной волне через него не проникала вода на палубу
  • Кнехты — вертикальные металлические тумбы. прикрепленные болтами к палубе, служат для крепления швартовых или буксирных концов
  • Когг — тип торгового парусного судна, распространенный в ХII — XV веках в Северной Европе, в частности в Ганзейском союзе
  • Коечные сетки — особые лари на верхней палубе корабля, в которые укладывались койки
  • Кок — корабельный повар
  • Кокор — цилиндрический мешок с порохом, служит для подачи зарядов из крюс-камеры к орудиям
  • Комендор — артиллерист
  • Коммодор — в Англии, Голландии и США — командир соединения малых кораблей, рангом ниже конт-адмирала, а также командир крупного лайнера
  • Кокпит — кормовая чаасть самой нижней палубы
  • Колдунчик — флюгер
  • Комингс — окаймление на палубе по периметру люка
  • Кондрики — наплечные галунные или тесемочные нашивки, которые носили унтер-офицеры
  • Конопатка — пенька или хлопок, забиваемые в пазы и стыки обшивки для их уплотнения
  • Кондуктор -промежуточное звание между офицером и унтер-офицером. Ближайший помошник офицера-специалиста
  • Конец — всякая свободная снасть небольшой длины
  • Контра-галс или контра-курс — корабли идут встречными курсами
  • Контр-бизань — парус
  • Контртимберс — часть кормы
  • Корвет — в военном флоте самое маленькое трехмачтовое судно. С вооружением от 17 до 30 пушек, расположенных на верхней палубе, носил ту же парусность. что и фрегат, предназначен для посылок и разведки
  • Кортик — ручное оружие вроде небольшого кинжала, присваивается начальствующему составу флота
  • Космография — наука кораблевождения
  • Коуш — кольцо на канате
  • Коэффициенты боевые — числа, выражающие условно боевые качества военных судов по отношению к другим кораблям того же типа
  • Кофель-нагель — стержень с рукояткой для натягивания снастей парусного корабля
  • Коордонат — корабль последовательно описывает две дуги, равные по длине и симметрично расположенные в разные стороны от линии курса
  • Корма — задняя часть суднайнавертывают снасти
  • Кошка — 1. металлический крюк на веревке. 2. девятихвостовая плеть для телесных наказаний
  • Кранец — мешокЮ набитый паклей и оплетенный тонким тросом, вывешиваемый за борт судна для предохранения от повреждения при подходе к другому судну или пристани
  • Крамбол — на парусных судах — деревянный брус, прикрепленный к скуле судна, служит для подъема якоря. На более современных судах заменен железной балкой. Выражение «на правый крамбол» или «на левый крамбол» определяет положение предмета, видимого с судна по направлению на крамбол
  • Карбас — беспалубное промышленное и рыболовное суднобеломорских поморов
  • Краспица — перекладина на мачте для разноса вант и штагов, держащих мачту
  • Крейскрская яхта — тип яхты, предназначенный для дальних плаваний
  • Креветка — мелкий морской рак из отряда десятиногих
  • Крейсер — корабль, обладающийдостаточной мореходностью, значительной скоростью хода, вооружением и районм действия. Выполняет разведовательную и дозорную службу, неет охранение конвоируемыхтранспортов в море, ставит мины, заграждения, участвует в крейсерских набегах
  • Крен — наклонение корабля на бок от вертикального положения
  • Кренговать — очищать днище корабля от водорослей, ракушек
  • Кранцы — крепкие кругляши из дерева, которые препятствуют непосредственному соприкосновению судна со стеной набережной и смягчают таким образом сильные удары
  • Крюйс — слово,обозначающее, что части рангоута, такелажа и паруса, перед название которых оно стоит. Принадлежат к бизань-мачте выше её марса
  • Крюйсель — парус, поднимаемый на крюйс-стеньге
  • Крюй-камера — корабельный погреб, в котором хранится порох. Обыкновенно устраивается в подводной части судна
  • Крюйс-марс — обзорная площадка на бизань-мачте
  • Кубрик — 1. четвертая палуба на корабле, считая с верхней 2. жилое помещение команды
  • Купор — корабельный бочар
  • Курс — направление движения судна относительно сторон света или относительно ветра
  • Куттер — небольшой парусный корабль

Л

  • Лавировать — идти на парусном судне переменными курсами (по ломанной линии)
  • Лаг — прибор для определения скорости судна
  • Лагуна — неглубокий водоем посреди атолла, соединенный с морем
  • Лагом к волне — положение судна. перпендикулярное направлению движения волн или ветра (лагом к ветру)
  • Лайба — простая большая финская лодка с одной или двумя мачтами, на каждой из которых по одному парусу. Раньше эти лодки употреблялись в окрестностях Петербурга для перевозки дров, сена и т. д.
  • Лайнер — быстроходный океанский товаро-пассажирский пароход, совершающий рейсы на определенной линии по расписанию
  • Латинский парус — треугольный парус, которыйпришнуровывалсясвоей верхней шкаториной к длинному, составному рейку, поднимающемуся наклоно, то есть его задний угол был высоко поднят, а переднийопущен почти к палубе. Это один из древнейших видов парусов, дошедший до наших дней почти без изменений
  • Лебедка — машина для подъема тяжестей
  • Лебеза — инструмент для забивания конопатки в пазы
  • Левентик — положение парусов, когда они стоят прямо против ветра и полощутся
  • Леер — туго натянутая веревка, у которой оба концазакреплены. В частности,леером называется тонкий стальной трос, протянутый в два или три ряда между стойками по борту судна или на мостиках для ограждения открытых мест
  • Леерное ограждение — состоит из туго натянутого троса — леера, который проходит через отверстие в леерных стойках, укрепленых вертикально на палубе. Устанавливается на судне в местах, не имеющих фальшборта
  • Лейтенант — второй офицерский чин в царском российском флоте
  • Летучий голландец — парусный корабль-призрак
  • Лечь в дрейф — поставить паруса таким образом, чтобы часть из давала тягу вперед, часть назад и судно удерживалось бы на месте
  • Лига — морская мера длины, равная 5,56 км, нынче неупотребляемая
  • Линейный корабль — трехмачтовое военное судно, несущее от 80 до 120 пушек и предназначеное для боя в кильватерном строю
  • Ликтрос — тонкий трос, которым обшивается кромка паруса
  • Линь — тонкий трос
  • Линёк — плётка
  • Лиселя — паруса, употребляемыев помощь прямым парусам при попутных ветрах, ставятся по бокам этих парусов на особых рангоутных деревьях — лисель-спиртах
  • Лихтер — небольшое транспортное судно, несамоходная морская баржа, предназначенная для рейдовых и внутрипортовых перевозок
  • Ллойд — общество морского страхования и судоходства в разных странах Европы и Америки
  • Лопатить палубу — отжимать резиновой лопатой воду с мокрой палубы
  • Лот — прибор для измерения глубины
  • Лоция — часть науки кораблевождения. Она занимается подробным изучением морей и океанов и служит руководством, как распологать по ним курсы судна, минуявсе опасности и примеряясь к господствующим ветрам, течениям, мелям и други местным условиям, и как совершить по ним в кратчайший срок плавание. Для этого в лоции описаны все моряи океаны, а также окружающие их берега и берега бесчисленных остров; почти везде изучены глубины, а опасные места обставлены предостерегающими знаками. Для всех морей составлены карты в том или ином масштабе. Все описания морей носят название руководства для плавания. или лоций и вместе с картами составляют главные пособия для плавания
  • Льяло — попмповый колодец
  • Лоцман — специалист по проводке корабля в пределах сложного и опасного для судоходства района
  • Люгерный парус — косой парус, поднимающийся на выдвижной стеньге-рейке
  • Люггер — быстроходное двухмачтовое судно
  • Люк — отверстие в палубе для спуска вниз

М

  • Магистральная паровая труба — главная паровая труба, принимающая пар от всех котлов корабля
  • Мамеринец — приспособление у артиллерийских башен, предохраняющее от попадпния в зазор между броневой частью башни и палубой воды и мусора; заводится на время похода, когда ожидается сведая погода
  • Марс — площадка на мачте в месте её соединения со стеньгой
  • Марсель — парус, который ставится между марса-реем и нижним реем (второй с низу парус трапецевидной формы на парусных судах с прямыми парусами)
  • Марса- — приставка, означающая принадлежность следующего за ней понятия к макселю или марса-рею
  • Марса-рей — второй снизу рей, к оторому привязывается марсель
  • Марсовые — матросы-специалисты по такелажным работам; на парусном флоте матросы. работающие на марсе
  • Марсафлот — опытный моряк, знающий и любящий морское дело парусного периода; с некоторых пор произносится в ироническом смысле
  • Мателот — соседний в строю корабль
  • Мачта — вертикальное или слегка наклоненное к корме рангоутное дерево, установленное в диаметральной плоскости судна
  • Маяк — искусственное сооружение, служащее для определения места судна при плавании вблизи берегов. Обыкновенном маяк представляет собой башню, на которой ночью зажигают огонь. На отмелях, идущих далеко от берега или на банках ставят с этой же целью особые суда с фонарями, называемые плавучими маяками
  • Мегафон — большой рупор, служащий для прердачи приказаний и разговоров на большом расстоянии
  • Миля морская — мера длины на море, равная 1,85 км.
  • Мина самодвижущаяся — стальной сигарообразный снаряд длиной 5-8 метров и диаметром 54-55 см. Одно из главных орудий военно-морского флота. Выбрасывается в воду в сторону противника с корабля из специального торпедного аппарата. В воде торпеда идет на некоторой глубине собственным ходом при помощи помещенного в ней двигателя, вращающего гребные винты. Двигатель торпеды работает сжатым воздухом. При столкновении торпеды с кораблем взрывается расположенный в головной части торпеды снаряд, начиненный взрывчаткой.
  • Мина заграждения — металлический шар, начиненный взрывчатым веществом. Ставится в воду на якоре на путях движения судов. При прикосновении корабля к мине она взрывается и разрушает подводную часть корпуса корабля
  • Минер — рядовой специалист по минной части
  • Миноносец — быстроходное военное судно, вооруженное торпедными аппаратами
  • Минный крейсер — термин устаревший; минными крейсерами называли относительно большие миноносцы
  • Мичман — первый офицерский чин в царском флоте
  • Мол — портовое сооружение в виде выдающейся в море стенки, упиращейся одним концом в берег и служащий для ограждения порта от волнения и течений
  • Мостик — легкая надстройка на верхней палубе, защищенная от волны и ветра. На так называемом ходовом мостике сосредотачиваются приборы, необходимые для управления судном на ходу
  • Муссон — периодический ветер, изменяющий свое направление в зависимости от времени года. муссоны наблюдаются главным образом в тропическом поясе

Н

  • Набережная — сооруженнаяна берегу моря стенка из железобетона или больших камней, предохраняющая берег от размывания волнами
  • Наветренный — обращенный в сторону, откуда веет ветер
  • Навигация — отдео науки кораблевождения. В ней указаны способы определения точного местонахождения корабля при плавании в виду берегов и приближенного местонахождения в открытом море. Так же называется сезон. в который продолжается плавание в известном море
  • Нагель — деревянный гвоздь
  • Надраивать — начищать
  • Найтовить — связывать. обвивая тросо два или несколько предметов. Трос при этом называется найтов
  • Нактоуз — деревянный шкафчик, на котором установлен компас
  • Нептун — в римской мифологии бог морей
  • Ниралы — снасти бегучего такелажа, служащие для спускания парусов при их уборке
  • Ноки — концы всех реев, задние концы гиков, верхние концы гафелей и др.
  • Нок-бензельный угол — угол паруса, который крепится к ноку гафеля или рея
  • Норд — север
  • Норд-ост — северо-восточный ветер, обычно сильный и холодный
  • Нория — бесконечная цепь с подаваемыми патронами из патронных погребов к пушкам

О

  • Обер-аудитор -офицер или военно-морской чиновник, производящий предварительное следствие по делам, возникающим на эскадре, а равно и ведущий переписку флагмана по судебным и дисциплинарным делам, вопросам юридическим и международного права
  • Обрасопить рей — повернуть его так, чтобы один нок пошел вперед, другой назад
  • Обстенить парус — положить его на стеньгу, то есть повернуть так, чтобы ветер дул в его переднюю сторону. При этом судно будет иметь задний ход
  • Оверштаг (поворот) — поворот парусного судна, при котором оно пересекает линию ветра носом
  • Опреснитель — аппарпт, служащий для опреснения забортной соленой воды
  • Орудийный порт — окно в борту судна для орудия
  • Осадка — углубление корабля, измеряемое в футах или в метрических мерах
  • Оснастка — бегучий и стоячий такелаж на судне
  • Ост — восток
  • Остойчивость — способность корабля плавать в равновесии (в прямом положении) и легко возвращаться в состояние равновесия, когда он из него выведен
  • Отличительные огни — все суда, как паровые, так и парусные, на ходу в ночное время должны нести на правой стороне зеленый огонь, на левой — красный огонь
  • Отсеки — отдельные помещения внутри судна, разаграниченные особыми перегородками вдоль и поперек судна. Этим корабль в значительной мере обеспечивается от потопления в случае получения пробоины. Переборки отсека не позволяют воде распространяться по всему судну
  • Отдать паруса — распустить сезни, которыми они были привязаны
  • Отдать снасть — отвернуть снасть с кнехта или с нагеля. где она была завернута. или выпустить её из рук, если она была в руках
  • Отдать якорь — опустить якорь в воду
  • Отшвартоваться — прикрепить судно к берегу или пристани с помощью швартовых

П

  • Пакетбот — почтовое судно
  • Пал — чугунная, каменная, деревянная тумба или несколько свай, скрепленных между собой, за которые заводятся швартовы
  • Палуба — деревянное или металлическоегоризонтальное перекрытие корпуса судна
  • Пальник — древко, на конце которого закрепляется фитиль
  • Палы — откидные стопоры, насаживаемые на нижнюю часть баллера шпиля
  • Пассаты — устойчивае восточные ветры с составляющей, направленной к экватору, дующиев пассатной зоне между 30 градусом с. ш. и 30 градусом ю.ш.
  • Парусник — 1. так сокращенно называют парусное судно 2. мастеровой, который шьет паруса
  • Переборка — всякая вертикальная перегородка на судне
  • Перлинь — веревка или трос толщиной от 4-х до 6-ти дюймов в обхвате
  • Перт — трос, натянутый на рей, стоя на котором матросы крепят паруса и берут рифы
  • Пи-лайнер — судно из так называемой «Летающей серии П» судовладельца и аматора Ф. Лайеша. Большинство парусников компании имело название на букву «П». Так советский парусник «Крузенштерн» — последнее судно этой серии прежде назывался «Падуя»
  • Пиллерс — стойка, поддерживающая палубу
  • Пирога — длинный и узкий челн, выдолбленный или выжженый из древесного ствола
  • Пирс — причальное сооружение в порту, расположеное перпендикулярно берегу
  • Планктон — населяющие моря мелкие зоо- и фитоорганизмы
  • Планшир — брус, покрывающий верхние концы шпангоутов вдоль всей шлюпки с гнездами для уключин
  • Пластырь — особо изготовленный парусиновый ковер, который подводится под пробоину и давлением воды прижимается к ней, служит приспособление для временной заделки пробоины
  • Плоскодонка — лодка с плоским дном
  • Плутонг — группа орудий, имеющих одинаковый угол обстрела и объединенных в одном мсте под командой одного начальника — плутонгового командира
  • Повороты — выполняются по сигналу с флагманского корабля для перестроения эскадры из одного строя в другой и для изменения направления её движения. Выполняются они либо последовательно либо все вдруг6 каждый на своем месте, либо описывают координат — дугу вправо или влево
  • Поворот оверштаг — поворот на парусном судне, при котором оно пересекает носом линию ветра
  • Поворот через фордевинд — поворот судна, при котором оно пересекает линию ветра кормой
  • Погонное орудие — артиллерийское орудие, могущее стрелять прямо по курсу
  • Подветренный борт — противоположный тому, на который дует ветер
  • Подшкипер — содержатель корабельного имущества (унтерофицер) по морской части
  • Полувахта — полувахта с 16 до 18 часов и с 18 до 20 часов. Полувахты были введены для того, чтобы одно и то же лицо не стояло вахту в одно и то же время
  • Полупортики — ставни пушечного порта
  • Полубак — надстойка в носовой части судна, идущая от форштевня
  • Полуштык — один из видов морских узлов
  • Полуют — надстройка в кормовой части судна
  • Помпа — нагнетательный ручной насос
  • Порт — 1. отверстие в борту судна 2. место, имеющее рейд или гавань для судов, а равно распологающее всем необходимым для ремонта и снабжения судов для плавания и для перегрузочных операций
  • Поручень — деревянный, закругленный сверху брус или металлический прут, укрепленный на леерных стойках, ограждающийверхнюю палубу, трапы
  • Правила — длинные рычаги, посредством которых можно было поднять казенную часть, чтобы подложить под неё деревянные подъемные клинья, а так же производить незначительное боковое движение орудия
  • Прибойник — цилиндрический поршень на длинном древке, которым досылали и уплотняли картуз
  • Приводить к ветру — брать курс ближе к линии ветра, ближе к крутому бейдевинду. Если судно, изменяя курс, приближается к линии ветра, говроят, что оно приводится (идет круче, поднимается), а если его нос удаляется от этой линии — идет полнее, уваливается
  • Приз — военная добыча, неприятельское судно или груз его, из которого победители получали свою долю, так называемые призовые деньги
  • Причал — часть набережной. оборудованная причальными приспособлениями для швартовки судов
  • Прожектор — осветительный прибор, дающий узкий пучок сильного света, приспособлен для направления лучей на относительно далекое расстояние и в любом направлении
  • Пыжовник — длинный скребок для чистки канала ствола
  • Пяртнерс — отверстие в палубе парусного судна

Р

  • Радиорубка — помещение на судне, в котором находится радиопередатчики и радиоприемники
  • Раковина — боковой срез в кормовой части судна
  • Рангоут — общее название всех деревянныхприспособлений для несения парусов
  • Рандеву — место встречи или соединения судов
  • Ратьеровский фонарь (фонарь Ратьера) — фонарь особого устройства для ведения переговоров ночью, скрытно от противника
  • Ревизор — офицер, заведующий хозяйственной частью корабля
  • Регата — многодневные парусные гонки
  • Рей — круглое рангоутное дерево, которое служит для несения парусов
  • Рейд — водное пространство у берегов, представляющее собой удобную стоянку для судов, защищенную от ветра и волнения
  • Рекогносцировка — разведование обстановки, осмотр местности
  • Реляция — донесение о военных проишествиях
  • Репетичный корабль — корабль, который репетует сигналы
  • Репетовать — повторять сигналы
  • Решетчатый люк — решетчатая рама из брусков или реек, прикрывающая сверху люк
  • Риф — горизонтальный ряд продетых сквозь парус завязок, посредством которых можно уменьшать его поверхность. У марселей бывает их четыре ряда, у нижних парусов — два
  • Риф-штерты — короткие тросы для уменьшения площади парусов
  • Риф-сезни — концы троса для завязывания паруса, когда требуется уменьшить его площадь
  • Ровный киль — положение судна, не имеющее дифферента
  • Роза ветров — график распределения ветров по сезонам и направелнию
  • Ростры — возвышение над верхней палубой, на котором помещают баркасы и другие шлюпки
  • Рубка — служебное помещение судна. Есть рубки штурманские, рулевые, радио, на военном корабле — боевая рубка, бронированная. из которой во время боя осуществляется командование кораблем
  • Руль — вертикальная пластина, поворачивающаяся на оси в кормовой подводной части судна
  • Румб — одно из тридцати двух делений компаса, равное 11 с четвертью градуса. Направление от центра видимого горизонта к точкам его окружности. Из множества румбов 32 носят особые названия. Под словом «румб» подразумевается также величина между двумя смежными румбами, и в этом смысле считают, что один румб равен 11 градусам 15 минутам. Если говорят, что корабль повернул на 4 румба вправо, значит он повернул на 45 градусов вправо
  • Рундук — закрытые нары, в которых харнятся личные вещикоманды
  • Румпель — рычаг, насаженный на голове руля. С его помощью осуществляется перекладка руля
  • Руслени — площадки по наружным бокам судна, служащие для отводки вант
  • Рында, бить рынду — условный сигнал, который бьют в судовой колокол для контроля времени, а также во время тумана

С

  • Салинг — рама из продольных и поперечных брусьев, устанавливаемая на топе стеньги в месте соединения со следующей стеньгой
  • Салют — приветствие, отдавемое холостым выстрелом из орудий
  • Световой семафор — система переговоров на близком расстоянии ночью при попмощи двух ручных фонарей
  • Сегментный снаряд — особого устройсктва артиллерийский снаряд, применявшийся для поражения целей осколками сверху
  • Сезень — снасть в виде пояса для прихватывания паруса к реям
  • Секстан — ручной астрономический инструмент, которым пользуются моряки для определения местонахождения судна в море
  • Семафор — система переговоров на близком расстоянии при помощи ручных флажков
  • Сейнер — рыболовное судно, у которого очень мало палубных надстроек
  • Секстан — навигационный прибор
  • Сепаратор — прибор, отделяющий от пара увлеченную им воду
  • Сигнал — условный знакдля передачи на отдаленное расстояние приказов, распоряжений, донесений и т. д.
  • Сигнальщик — матрос-специалист, обслуживающий оптические средства связи и наблюдения на корабле
  • Склянки — 1. удары в колокол через получасовой интервал. Счет начинался с полудня: 12.30 один удар, 13.00 — два удара и так до восьми ударов. Тогда счет начинался с начала. 2. Песочные часы
  • Скула — выпуклость в передней надводной части судна
  • Снасти — все тросы и канаты с заделанными концами в бегучем и стоячем такелаже
  • Собачья вахта — вахта с полуночи до четырех часов утра.
  • Спардек — навесная палуба, расположенная в середине судна
  • Спинакер — добавочный треугольный парус из легкой парусины, который ставится на яхтах при попутнов ветре
  • Сплеснить — соединить без узла два конца вместе, пропуская пряди одного в пряди другого
  • SOS — сигнал бедствия, передаваемый по радио азбукой Морзе
  • Стаксель — первый треугольный косой парус, поднимемый по лееру или штагу впереди мачты, а на больших парусниках между мачтами
  • Становой якорь — главный якорь судна
  • Стапель — площадка, на которой строится судно
  • Старпом — старший помощник капитана
  • Старнпост — старое название ахтерштевня
  • Старший офицер — превый помощник командира
  • Стать лагом — стать бортом к волне или другому судну
  • Створ — положение, при котором два или несколько предметов находятся в одной вертикальной плоскости с глазом наблюдателя
  • Стеллажи — полки в патронных погребах и в крюйт-камерах. на которых хранятся снаряды, патроны и футляры с порохом
  • Стень — сокращение от «стеньга», составная часть всех деталей. принадлежащих стеньге
  • Стеньга — рангоутное дерево, служащее продолжение вверх мачты
  • Стеньговый флаг — флаг, поднимаемый на стеньге
  • Стоп-анкер — вспомогательный корабельный якорь
  • Стрела Темперлея — особое устройство, служащее для погрузок угля
  • Строй — Для удобства управления соединением кораблей или эскадрой в походе и в сражении корабли ходят строем. Различают стои: кильватерной колонной — корабли следуют друг ха другом; пеленга — корабли идут уступами влево, вправо; фронта — корабли идут шеренгой; клина — образуемый из двух строев пеленга
  • Строп — большое кольцо из троса, концы которого связаны (сплеснены): им охватывается груз при подъеме талями
  • Субмарина — подводная лодка
  • Судовая роль — полный список экипажа судна с указанием занимаемых должностей
  • Суши весла — команда, по которой на шлюпке вынимают весла из воды и держат параллельно последней, выровняв их лопасти

Т

  • Табанить — двигать весла в обратную сторону
  • Табулевича фонарь — фонарь особого устройства для сигнализации
  • Такелаж — все снасти на судне. Делится на стоячий, который поддерживает рангоутное дерево, и бегучий, который служит для подёма и разворота рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами
  • Тали — система тросов и блоков для подёма тяжестей и натягивания снастей
  • Талреп — приспособление для натягивания стоячего такелажа, служащего для укрепления рангоутных деревьев
  • Танки — герметические отсеки в наливных судах для перевозки жидких грузов
  • Таран — выступ высокой подводной части судна для удара в неприятельский корабль с целью пробить ему подводную часть
  • Твиндек — межпалубное пространство
  • Тендер — относительно большое одномачтовое судно, сходное воружением со шлюпом: гафельный грот, топсель, и стеньга на мачте. Современные яхты этого вооружения не носят
  • Тент — парусина, растягиваемая над верхней палубой и мостиками для защиты личного сосава от солнечных лучей, а так же от нагревания самой палубы. Для защиты от дождя натягиваются дождевые тенты из более плотной парусины
  • Толчея — волнение, характерное крутымивсплескивающимися встречными волнами, идущими на двух и более направлениях
  • Топ — верх, вершина вертикального рангоутного дерева: мачты, стеньги
  • Топовый огонь — белый огонь, поднимаемыйна ходу паровыми судами на фок-мачте или впереди её, освещает горизонт прямо по носу, вправо и влево от него на 10 румбов. Видимость его должна быть не менее пяти миль. или девяти километров
  • Топсель — парус, поднимаемый при гафельном вооружении над гротом. На современных яхтах не носится
  • Траверз — 1. направление под прямым углом к курсу судна; 2. на корабле — поперечная броневая перегородка для защиты от осколков
  • Травить — ослаблять снасть
  • Траектория — линия, описываемая центром тяжести снаряда при его полете после выстрела
  • Трал, траление — средство борьбы с минами, имеющее значение обнаруживать и уничтожать минные заграждения
  • Транспорт — вспомогательное судно, предназаначенное для перевозки войск, съестных и военных запасов, припасов каменного угля, нефти, воды и т. п. для действующего флота
  • Трап — всякая лестница на судне
  • Триера — гребное судно Древней Греции, имело три ряда вёсел
  • Тримаран — трехкорпусное судно
  • Трисель — небольшой треугольный парус из крепкого материала, поднимается на яхтах во время шторма
  • Трос — общее название всякой веревки на корабле
  • Трюм — самая нижняя часть внутреннего пространства судна, расположенная между днищем и нижней палубой
  • Тузик — маленькаялегкая шлюпка на 2-3 человека
  • Турбины водотливные — мощные насосы лопастного типа, служат для быстрого откачивания воды, производительность достигает 500 тонн в час

У

  • Узел — единица длины в морском деле: расстояние, проходимое судном за 0,5 минуты времени. Длину(условную) узла считают равной 48 футам. Следовательно, сколько узлов судно проходит в 0,5 мин. столько морских миль оно проходит в час
  • Угольщик — судно для перевозки угля
  • Уваливаться — увеличивать угол между диаметральной плоскостью судна и направлением ветра
  • Уорент-офицер — категория командного состава между офицером и унтер-офицером
  • Утлегарь — рангоутное дерево, продолжение бушприта

Ф

  • Фал — снасть бегучего такелажа, служащая для подъема рангоутных деревьев (реев, гафелей), парусов, кормового флага.
  • Фалреп — трос, заменяющий поручниу входного трапа
  • Фалрепный — матрос из состава вахтенного отделения, назначаемый для встречи прибывающих на корабль начальствующих лиц и и провода их
  • Фальконет — небольшое огнестрельное чугунное орудие с цилиндрическим каналом и конической камерой и полушарным дном
  • Фальшборт — легкое ограждение открытой палубы
  • Фарватер — свободный проход между опасными местами, обставленный предупредительными знакми или определенный путь для плавания судов
  • Фелюга — небольшое парусно-гребное судно на Средиземном, Черном и Каспийском морях. Служит для рыбной ловли и мелких перевозок местных грузов
  • Фертоинг — один из якорных тросов
  • Фитиль — особый проселитренный жгут для прикуривания на баке у кадки с водой; шуточное матросское название выговора начальства
  • Флагман — командующий соединением военных кораблей. Корабль, на котором имеет пребывает флагман поднимает на мачте особый отличительный знак
  • Флагманский корабль — судно на котором флагман держит свой флаг
  • Флаг-капитан — штаб-офицер, состоящий при адмирале ему подчинены все чины штаба, начальник штаба
  • Флаг-офицер — обер-офицер, состоящий при начальнике соединения и выполняющий адьютанские обязанности
  • Флагманские специалисты — инженер-механик, корабельный инженер, артилерист, минер, штурман, доктор и др., состоящие пи штабе начальника эскадры
  • Флагшток — древко (шток, стойка), на котором поднимается кормовой флаг
  • Фланг — левый или правый бок колонный судов
  • Флейт — морское парусное транспортное судно 16-17 веков, распространенное главным образом в Голландии
  • Флотилия — группа судов, занятых выполнением какой-то общей задачи и идущая в одном направлении
  • Фок — нижний парус на первой от носа мачте
  • Фока — составная часть названия всех парусов, рангоута и такелажа, принадлежащих фок-мачте выше фор-марса
  • Фок-мачта — первая от носа мачта
  • Фок-стаксель — на крупных парусных судах — треугольный парус, стоящий перед фок-мачтой
  • Фолькбот — тип небольшой крейсерской яхты водоизмещением в 2 тонны, с парусами 24 кв. м. Распространена и очень мореходна
  • Фордевинд — ветер, дующий прямо в корму корабля, идти в фордевинд — идти полным ветром
  • Фордевинд (поворот) — когда корабль идет с попутным ветром и линию ветра пересекает кормой. В свежий ветер такой маневр рискован
  • Формарс — площадка на мачте
  • Форменка — белая полотняная матрсская рубашка с синим воротником
  • Форсаллинг — см. саллинг
  • Форштевень — продолжение киля судна спереди, образующее нос корабля
  • Фрегат — трехмачтовый корабль, второй по размеру после линейного. Был остойчивее линейного корабля, имел более высокие мачты, большую парусность и превосходил его по ходу, однако нес меньше артиллерии
  • Фьорд — узкий залив с высокми скалистысм берегами

Х

  • Ходовая рубка — рубка. из которой управляют кораблем во время хода
  • Холодильник — прибор, служащий для сгущения отработанного пара в воду
  • Хронометр — переносный пружинные часы, отличающиеся точным ходом

Ц

  • Цапфы — небольшие выступы цилиндрической формы на середине орудийного ствола, вставлявшиеся в цапфенные гнезда лафета
  • Цвет моской воды — окраска морской воды
  • Целик — подвижная часть прицела пушек, перемещается вправо-влево, чтобы ввести поправку на движение цели, свой ход и боковой ветер
  • Цвет моря — окраска моря
  • Цейхвахтер — чиновник морской артиллерии
  • Цейхмейстер — начальник морской артиллерии в русском парусном флоте
  • Цилиндры высоского и низкого давления — если на корабле главная поршневая машина имеет три паровых цилиндра и пар последовательно проходит через первый второй и третий цилиндр, то машина называется тройного расширения. Первый цилиндр, куда попадает пар из котла, называется цилиндром высокого лавления, второй — цилиндром среднего давления, третий — цилиндром низкого давления. Если цилиндр низкого давления получается слишком большого диаметра, то объем его разбивают на два равных и ставят два цилиндра низкого давления. Таким образом машина тройного расширения может иметь четыре цилиндра.
  • Циркуляция — кривая по которой движется цент тяжести корабля при отклонении руля
  • Цистерна — специальное хранилище на судах для пресной воды масла вина и т. п.

Ч

  • Чартер — договор, содержащий условия предоставления всего или части судна для морской перевозки груза
  • Челнок — маленькая лёгкая лодочка
  • Чип — «стружка», жаргонное прозвище судового плотника

Ш

  • Шабаш — по этой команде гребцы вынимают весла из уключин и кладут их в лодку
  • Швартов — трос, которым судно привязывается к другому судну или к берегу
  • Шверт — выдвижной плавник, препятствующий сносу судна под ветер.
  • Шебека — небольшое судно с сильно выдвинутым форштевнем и далеко выступающей палубой, использовалось приемущественно корсарами северного побережья Африки
  • Шельф — прибрежная часть моря
  • Широта — координата. Вместе с долготой служит для определения положения точки на земной поверхности. Широта — угол между плоскостью экватора и отвесной линией, проходящей через данную точку. Измеряестя от экватора к полюсам в пределах от 0 до 90 градусов. (севреная и южная широта)
  • Шканцы — часть верхней палугы между грот- и бизань-мачтами
  • Шкафут — часть верхней палубы от фок- до грот-мачты
  • Шквал — внезапно налетевший ветербольшой или малой силы
  • Шкипер — судовой начальник
  • Шкиф — колесо, сидящее на валу непосредственно принимающее или передающее усилие с помощью ремня или каната. шкивы были деревянные
  • Шкоты — снасти бегучего такелажа, которые растягивают нижние углы парусов или вытягивают назад шкотовые узлы треугольных парусов
  • Шкот-гик — снасть для управления косым парусом
  • Шкотовый угол — нижний задний угол паруса, за который закладывается шкот
  • Шкоторина — кромка паруса, обшитая гибким, полого свитым тросом — ликтросом
  • Шлагтов — брус, скрепляющий части мачты
  • Шланг — гибкая трубка из водонепроницаемой материи или резины, применяется для подводки жидкости или газа под давлением
  • Шлюп — маленькое судно, больше брига, но мньше корвета
  • Шлюпка — лодка
  • Шлюп-балки — вращающиеся железные балки, устанавливаются попарно на борту корабля для подъема и спуска шлюпок
  • Шпангоуты — ребра судна, к которым крепится обшивка
  • Шпигаты — сквозные отверстия в борту или палубе судна для стока воды
  • Шпиль — якорная машина с вертикальным валом, служащая для выбирания якорей. Шпили были деревянные и вращались вручную
  • Шпор — нижний конец мачты
  • Шпринг — носовой задний или кормовой передний швартов
  • Шпунтовая обшивка — самый нижний пояс обшивки судна
  • Штаг — снасть стоячего такелажа, поддерживающая рангоутные деревья — мачты, стеньги, бушприт и так далее — спереди в диаметральной плоскости
  • Штаг-карнак — трос, соединяющий топы (верхушки) мачт
  • Штак-краги — петли на концах канатов
  • Штандарт — флаг главы государства
  • Штиль — безветрие
  • Штир-борт — правй борт у судна у носа
  • Штерт — тонкий короткий тросовый конец (или шкерт)
  • Шток — поперечный стержень в верхней части адмиралтейского якоря, не дающийему лечь плашмя на дно и заставляющий лапы якоря входить в грунт
  • Шторм — по шкале Бофорта — ветер в 9 баллов, скоростью в 18,3-21,5 метров в секунду, или примерно 45 морских миль в час
  • Шторм-трап — тросовая подвесная переносная лестница
  • Штормовые паруса — специальные косые нижние паруса, котрые ставятся во время шторма
  • Штурвал — механическое устройство, с помощбю которого перекладывают руль
  • Штурман — кораблеводитель, помощниккомандирапо вождению корабля в море
  • Штуртрос -передача от штурвала к румпелю
  • Шхеры — островной берег; морское побережье, густо усеянное острвками с тесными проливами
  • Шхуна — парусное судно, имеющее не менее двух мачт и несущее на всех мачтах косые паруса

Э

  • Эволюция — маневр, производимый находящимися в строю кораблями для изменения курса,соединения расстояния между кораблями, построения в другой строй и так далее
  • Эзельгофт — деталь крепления рангоута
  • Экипаж — команда корабля, то же — морская часть на берегу
  • Элеватор — подъемное устройство для подачи снарядов и зарядов из погреба к орудиям
  • Эллинг — место постройки кораблей на берегу, устроенное скатом
  • Эскадра — соединение кораблей различныхклассов, подчиненное одному начальникуи выделяемое для самостоятельных действий в море
  • Эпрон — экспедиция подводных работ особого назанчения, организация по подъему затонувших судов, аварийно-спастельным работам, существовавшая в СССР с 1923 по 1942 годы
  • Эхолот — акустический прибор для измерения глубины моря
  • Эшелон — отряд или небольшое соединение судов разных классов

Ю

  • Юнга — молодой матрос, мальчик
  • Ют — часть верхней палубы на корме корабля
  • Юферс — блок для натягивания вант

Я

  • Якорь — приспособление, удерживающее судно на чистой воде зацеплением за дно
  • Якорное место — место, удобное для стоянки судов
  • Ял — небольшая служебная судовая шлюпка
  • Яхта — всякое судно, паровое, или паруснок, приспособленное для морских прогулок
  • Яхтинг — парусный спорт
  • Яхт-клуб — организация, общество, объединяющее яхтсменов