На Северном Морском пути (СМП)

СМП — Северный морской путь (Северо-Восточный проход). Судоходная магистраль во льдах акватории морей Северного Ледовитого океана мимо северного берега европейской части России, Урала, Сибири, Дальнего Востока. Протяженность от Мурманска до Владивостока около 5800 км. Длина основной, ледовой, части от архипелага Новая Земля до бухты Провидения на Чукотке — 5600 км.

Моря СМП

  • Баренцево
  • Карское
  • Лаптевых
  • Восточно-Сибирское
  • Чукотское

Главные порты СМП

  • Игарка
  • Дудинка
  • Диксон
  • Тикси
  • Певек
  • Провидения

История СМП

    1525 год — о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые высказался русский дипломат Дмитрий Герасимов* в беседе с итальянским ученым П. Джиовио, что стало известно из «Книги о посольстве Василия к Клименту VII»**.
    1553―1554 ― первая английская экспедиция сэра Хью Уиллоуби с целью найти Северо-Восточный проход в Китай. Не прошла дальше острова Новая Земля
    1594—1597 ― три неудачные голландские экспедиции Виллема Баренца, целью которых тоже был поиск Северо-Восточного прохода в Азию
    Середина XVII века — экспедиции землепроходцев, в которых были частично исследованы берега Восточной Сибири, Чукотки, открыта река Колыма и пролив между Америкой и Азией (Берингов)
    1724-1824 — экспедиции Камчатская, Великая Северная, Ф. П. Врангеля и П. Ф. Анжу, в которых продолжалось исследование арктического побережья Сибири и Дальнего Востока
    1874 — английский капитан Джозеф Виггинс совершил плавание на пароходе «Темза» от Сандерленда до Енисейского залива
    1875 Адольф Норденшёльд на шхуне «Превен» прошел от Норвегии до острова Диксон Енисейского залива
    1877 — плавание из Лондона в Тобольск через Карское море прошел пароход «Луиза» иркутского купца А. К. Трапезникова
    1878-1879 — Норденшельд на корабле «Вега» (капитан А.А.Л. Паландер) первым прошел по СМП с запада на восток с одной зимовкой
Главные компоненты освоения СМП, намеченные исследователем В. А. Русановым: использование ледоколов; необходимость научной информации (особенно о льдах); регулярная связь, включая радио; наблюдение с воздуха
    1913 — в проливе Югорский Шар создана полярная станция
    1914 — полярные станции созданы на острове Вайгач и полуострове Ямал
    1914-1915 — гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого совершила проход по СМП из Владивостока в Архангельск на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» с одной зимовкой
    1915 — полярная станция организована на острове Диксон в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря
    1918-1920 — Амундсен на корабле «Мод» совершил плавание из Норвегии в Тихий океан с двумя зимовками
    1924 — для ледовой разведки стала применяться авиация
    1932 — первой сквозное плавание по СМП от Архангельска до Берингова пролива и японского порта Иокогама без зимовки на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» (капитан В. И. Воронин)
    1932 — создание Главного управления Северного морского пути (Главсевморпути)
    1935 — по трассе СМП без зимовок прошли в обоих направлениях 4 транспортных судна
    1936, 2 июня-7 октября — по трассе СМП из Ленинграда во Владивосток прошел отряд военных кораблей, проводку которых осуществляли ледоколы «Ермак» и «Красин»
    1957, 5 декабря — спущен на воду первенец советского атомного флота ледокол «Ленин»
    1978 — грузовой дизель-электроход «Капитан Мышевский» под проводкой атомохода «Сибирь» впервые прошел из Мурманска в Магадан не вдоль берегов Евразии, а через Центральную Арктику и околополюсное пространство
Организационно Северный морской путь делился при СССР на Западный сектор Арктики — от Мурманска до Дудинки, обслуживался ледоколами Мурманского морского пароходства; Восточный сектор Арктики — от Дудинки до Чукотки, обслуживался ледоколами Дальневосточного морского пароходства. До сих пор навигация по СМП начиналась в мае-июне, заканчивалась поздней осенью, но в связи с таянием льдов Северного Ледовитого океана, длительность навигации все более и более возрастает, и, если таяние продолжится, может стать круглогодичной

*Дмитрий Герасимов (ок. 1465—после 1535 или 1536) — книжник, дипломат, переводчик («толмач латинский»), учёный и богослов, пропагандист европейской культуры эпохи Возрождения в Русском государстве. Некоторое время жил в Ливонии, знал немецкий язык и латынь. Затем входил в ближайшее окружение новгородского архиепископа Геннадия Гонзова. В первые два десятилетия XVI века служил при Посольском дворе переводчиком (толмачём), участвовал в посольствах Василия III в Швецию, Данию, Норвегию, Пруссию и Священную Римскую империю к императору Максимилиану I. 9 апреля 1525 года Василий III отправил Герасимова гонцом к папе Клименту VII с грамотой, где в ответ на посольство папы изъявлял желание участвовать в Лиге против мусульман. В июне-июле того же года Дмитрий был с почётом принят при папском дворе, посетил римский сенат, много осматривал город. 20 июля 1526 года Дмитрий вместе с папским послом вернулся в Москву

**Книга итальянского ученого Павла Иовия Новокомского (по-итальянски Паоло Джовио была издана в 1525 году под названием «Libellus de legatione Basilii ad Clementem VII» («Книга о посольстве Василия к Клименту VII»). В этой книге Павел Иовий приводит сведения о России, сообщенные ему русским посланником Дмитрием Герасимовым во время пребывания последнего в Риме. Повидимому, Павел Иовий специально расспрашивал Герасимова о возможности плавания Северным морским путем в Китай.

Другие статьи