Увидеть Париж и умереть — мечтать и всеми способами пытаться претворить мечту в жизнь. «Париж» в этом фразеологизме — символ мечты. «Умереть» — иносказание сделать всё возможное, чтобы…
Древний и вечно молодой Париж века являлся культурной столицей западной цивилизации. Русские, англичане, немцы, все, кто имел деньги, соответствующее воспитание и образование, стремились хотя бы раз в биографии побывать в этом городе. Побывать, увидеть, понять, ощутить … и кажется этим существование и заканчивалось, ибо ничего более интересного, прекрасного и удивительного в жизни нет и уже не будет
Кто сказал «увидеть Париж и умереть»?
Автором слов «увидеть Париж и умереть» считается советский писатель Илья Эренбург (1891 – 1967)и связываются они с его книгой «Мой Париж». Факт этот гуляет по интернету без цитирования. Только сообщается, что Эренбург в книге «Мой Париж» говорил читателю, будто в этом городе хочется «умереть от счастья». Но «увидеть Париж и умереть» и «увидеть Париж и умереть от счастья» (даже если такое словосочетание в книге имеется) — всё-таки не одно и то же.Так что вполне возможно, что Эренбург к словам о Париже и смерти после посещения его отношения не имеет
«Мой Париж»
«Мой Париж» — книга необычная. От обычных путевых заметок её отличает краткость и обилие фотографий автора. Собственно, фотографии — в ней главное. То есть, «Мой Париж» — скорее фотоальбом, чем отчет о путешестиви.Многие годы до и после Октябрьской революции Эренбург прожил в Париже, хорошо его знал и любил. Фотографией увлекался с молодости. Свидетельство фотографа и художника А. М. Родченко — о парижском жилище Эренбурга 1927 года: «В комнате всюду стояли тазы, ванны, и как белье, всюду висели пленки…». Но жанровые фото Эренбург освоил только после появления такого чуда тогдашней техники, как фотоаппарат с боковым видоискателем, что позволяло снимать людей в естественных положениях: «Люди иногда удивлялись: почему я снимаю забор или мостовую? Они не знали, что я снимаю их. Порой те, что находились предо мной, отвертывались или прихорашивались: они думали, что я снимаю их. Но я снимал других: тех, что были в стороне. Я на них не глядел, но именно их и снимал. Это на редкость хитрый аппарат. Зовут его нежно „Лейка“. У „Лейки“ боковой видоискатель. Он построен по принципу перископа. Я снимал под углом в 45 градусов». На иллюстрации для книги «Мой Париж» Эренбург потратил почти весь 1931 год. «Съемка Парижа проходила не в определенном плане задуманной мною вещи, а в плане моего понимания Парижа. У меня в книге нет совсем буржуазии. Для меня Париж показателен сочетанием мелкой буржуазии и рабочих в так называемых народных кварталах. В этих кварталах (Бельвилль, Менильмонтан, Монпарнас) я и производил съемки. Из 1500 снимков я выбрал для книги только меньшую часть. Получилась лирическая книга, с грустью, с легкой улыбкой, с радостью на границе грусти». Книга изготавливалась в издательстве «Изогиз» («Изобразительное искусство»), оформлял художник Эль Лисицкий, редактировал глава Изогиза Б. Ф. Малкин. В сентябре 1933 года альбом вышел из печати тиражом в 5000 экземпляров. В годы войны архив, негативы снимков Эренбурга погибли. Потому никаких иных Эренбурговых свидетельств жизни скромных парижских районов, кроме заключенных в книгу, не сохранилось. Впрочем, вряд ли кого-нибудь из современных читателей они (свидетельства) могут интересовать. Что нам Париж 30-х лет прошлого столетия? Да и сама книга «Мой Париж» — нынче библиографическая редкость. После 1933 года она не издавалась.
Ещё статьи
Что означает выражение Закадычный друг
Что означает понятие легитимности
Что означает понятие Оферта